Константин Симонов о Молотове

Sep 03, 2018 08:03


Из книги Константина Симонова "Глазами человека моего поколения: Размышления о И. В. Сталине".

На траурном митинге выступали три разных человека. Всех троих я слушал с одинаковым вниманием. Первым был Маленков, вторым - Берия, третьим - Молотов. Различие в тексте речей мне и тогда не бросалось в глаза, да и сейчас, когда я перечел их в старой газете, они не слишком отличаются друг от друга, разве только тем, что в речи Молотова, в первом ее абзаце, о Сталине сказано несколько более человечно, чуть-чуть менее казенно, чем в других речах.
...
Речь Молотова, как я уже сказал, мало разнилась по тексту от других, но ее говорил человек, прощавшийся с другим человеком, которого он, несмотря ни на что, любил, и эта любовь вместе с горечью потери прорывалась даже каким-то содроганием в голосе этого твердокаменнейшего человека. Я вспомнил, и не мог не вспомнить, пленум, на котором Сталин с такой жестокостью говорил о Молотове, еще и по этому контрасту не мог не оценить глубины чего-то, продолжавшего существовать для Молотова, не оборванного у него до конца со смертью Сталина, связывавшего этих двоих людей - мертвого и живого.
...
Очевидно, - это я думаю уже сейчас, - есть очень большая разница в оттенках между словами - ученик, ближайший ученик, даже лучший ученик, соратник, верный соратник, ближайший соратник - и словом - единомышленник. Мне думается, что среди людей, долгие годы работавших вместе со Сталиным, под его руководством, в разное время награждаемых эпитетами «лучший ученик», «ближайший соратник» - понятие «единомышленник» в наибольшей степени может быть отнесено именно к Молотову.

Молотов

Previous post Next post
Up