Представители церковных организаций всегда выдвигают утверждение, что их соборы отражают мнение всей массы верующих. Так, например, члены московского церковного собора, выполнившего крупную работу по организации контрреволюционного движения, неоднократно заявляли, что они являются представителями и выразителями мнения ста с лишним миллионов населения. С подобными же заявлениями выступали впоследствии представители ставропольского собора. [Читать далее]Если же проверить такие утверждения на деле, то всегда оказывается, что мы имеем дело с более или менее ловко организованным обманом. Возьмем в пример московский собор 1917/18 г. Здесь было 569 человек, причем около половины - 270 попов, епископов, митрополитов и других представителей черного и белого духовенства. Из них значительная часть были представителями высшего духовенства. В числе мирян видим чиновников и лиц, служивших в «ведомстве православного исповедания» - 132 человека; буржуазных интеллигентов - 69; представителей мелкой буржуазии (кулаков, мелких хозяйчиков) - 24; представителей крупной буржуазии (банкиров, крупных торговцев, предпринимателей и т. п.) -17 и т. д... Тут же было между прочим 7 князей и 4 графа. Огромное большинство членов собора принадлежало к «союзу русского народа» и партии кадетов. Публика, что называется - один к одному. В конечном счете оказалось, что и по происхождению, и по классовому положению, и по партийной принадлежности членов собора он выражал шкурные вожделения эксплуататорских классов и их прислужников, видевших в религии могучее орудие борьбы с трудящимися. Что же касается ставропольского церковного собора, то тут дело для белогвардейцев обстояло нисколько не хуже. …собор являлся любопытной коллекцией церковных черносотенцев, чающих восстановления старого режима, буржуазных интеллигентов, видевших в религии хорошее средство сломить шею советской власти и вернуть свое привилегированное положение, и генералов, которые смотрели за тем, чтобы собор хорошо и скоро выполнил свое назначение... Любопытно отметить, какого рода «общественность» интересовалась собором и считала необходимым принять участие в его работе. Одной из таких организаций… являлось «братство животворящего креста». Приведем еще один пример. В протоколе 6-го заседания предсоборной комиссии упоминается о просьбе «союза русских национальных общин» допустить ее делегатов в число членов собора. Из обращения «союза» видим, что помимо указанной организации эту просьбу поддерживал «кубанский союз христиан-трезвенников» (из Екатеринодара) и «трудовое христианское братство в Новороссийске». В письменном отношении указанных организаций говорилось, что избранным ими делегатам поручено «отправиться в город Ставрополь… для… испрошения соборного благословения на развертывающуюся в крае культурно-просветительную, прогрессивно-национальную деятельность...» К отношению был приложен «Устав русских национальных общин», изданный в Екатеринодаре в 1919 г. По нему можно видеть, какую «культурно-просветительную» работу стремились развить упомянутые организации. В уставе говорилось, что государство российское нужно восстановить в прежних пределах, российской нации должно занять главенствующее положение, «православие должно духовно и морально объединить все классы». Форма правления - монархическая. Далее читаем о необходимости захватить и присоединить Галицию. Относительно расходов на агитацию указывалось, что даваемые на это дело «суммы особого назначения» отчету не подлежат. В заключение укажем, что в перечне обязанностей каждого члена на нервом месте стоял пункт: «отречение и борьба с утопическими идеями социализма и коммунизма». …начинаются прения, и первым берет слово поп Востоков. «Священник Востоков, - читаем в протоколе, - считает обращение собора с посланием самым важным деянием собора, но оглашенный текст не удовлетворяет его, в виду того, что в нем не высказана полная правда; не осуждены принципы безнародной и безбожной преступной двухлетней русской революции, не раскрыта истинная природа антихристианского социализма и интернационализма, не раскрыто народу, что Россия находится в темных руках и что 150 миллионов православных отданы во власть кучки комиссаров, в большинстве из евреев, которые подняли гонение против всего того, что свято и драгоценно русскому человеку. До сих пор об этом публично никто никогда не говорил, а между тем, вследствие этого молчания, русский народ сошел с рельсов веры и государственности и сброшен революцией в болота преступного материалистического социализма, в котором не только простые, но нередко и интеллигентные люди не могут разобраться... В результате на Руси не жизнь, а ад и только православная церковная власть может спасти Россию смелым словом правды о революции, социализме и врагах народа. Пусть собор вспомнит и возьмет себе в пример самоотверженное выступление патриарха Гермогена, смелым словом правды спасшего Россию в тяжелое лихолетие. Кн. В. Трубецкой протестует против утверждения о. Востокова о том, что до сих пор никто будто бы не обличал врагов народа и что будто бы церковь не имела мужества возвысить свой голос в обличение их. Оратор удивляется, что о. Востоков забыл упомянуть про второго Гермогена русской церкви, св. патриарха Тихона, с его огнепальным посланием, за каждое слово которого ему угрожала смерть. При самом вступлении своем на святительскую кафедру патриарха он безбоязненно изрек анафему большевизму... В заключение оратор обращается к добросовестности о. Востокова и предлагает ему отречься от брошенного церкви обвинения. Священник Востоков заявляет, что при всем благоговении перед личностью св. патриарха и признании великих достоинств его послания, он не может взять назад своих слов, потому что глубоко самоотверженное послание св. патриарха все же не полно: в нем много высоких мыслей, но мало реальной, жизненной правды. Последние слова оратора вызвали резкий протест со стороны членов собора, и председатель лишил о. Востокова слова. Архиепископ Димитрий в дополнение к речи кн. Е. Трубецкого напоминает собору о самоотверженных выступлениях еп. Андроника, священномученика Тобольского, епископа Гермогена, в бозе почившего священника о. Матвея, прот. И. Восторгова и многих других священников, клириков и мирян. В послании св. патриарха сказано все, что нужно, но послание не книга, в которой можно было бы опровергать все социалистические и материалистические теории. Собор принимает обращение к православному народу в редакции комиссии». Нужно отметить, что в общем огромное большинство членов собора считало необходимым держаться более осторожной тактики, чем предлагал поп Востоков. В своих воспоминаниях генерал Деникин говорит, что Востокова «постигла на соборе неудача», и упоминает, что на соборе не было оглашено вышеуказанное «сыновнее обращение». В действительности это «сыновнее обращение» обсуждалось в одном из отделов собора... Но дело в следующем. Всецело обслуживая интересы помещичье-буржуазной реставрации, церковь все же не считала целесообразным выступить с откровенным призывом к монархической реставрации, именно теперь. Члены собора считали, что это было бы тактически неправильно. Такая линия могла бы отпугнуть от духовенства тех, кто еще слушал его призывы. Подобная политика попов соответствовала и программе деникинщины, считавшей нецелесообразным выдвигать на первый план ненавистные массам монархические лозунги. Вог поэтому-то собор и не согласился с предложением Востокова. Суть в том, что выступить совсем «без краски и румян» было неудобно. Любопытны были возражения членов собора попу Востокову. Они считали, что обвинение Востокова совершенно незаслуженно. Князь Е. Трубецкой указал на «второго Гермогена русской церкви - св. патриарха Тихона с его огнепальным посланием» и проклятием советской власти. Речь идет здесь о черносотенном тихоновском послании от 19 января 1918 г., призывавшем массы к борьбе с советской властью. Не менее характерно указание на монархические призывы Тихона. Однако Восторгову всего этого было мало. Ведь он сам на соборе 1917/18 г. говорил, что единственное спасение русского народа - «православный русский мудрый царь». В конце концов дипломатичные попы весьма недипломатично лишили даже слова своего боевого соратника. Остановимся еще на словах архиепископа Димитрия, напоминавшего Востокову о том, что многие попы за свою контрреволюционную деятельность были расстреляны. Слова о том, что большевики мучили попов, являются лживыми россказнями. Епископ Андроник, верный слуга царский, был казнен за свою разностороннюю контрреволюционную защиту и никто его не ослеплял. Епископ Гермоген, приятель знаменитого Илиодора и видный деятель черносотенного движения в царской России, был расстрелян как организатор неудавшегося побега Романовых. Протоиерей Восторгов был в свое время председателем аристократической части погромного союза русского народа, так называемого «русского собрания»... В 1918 г. в московских церквах он совершенно открыто призывал избивать коммунистов. Все эти враги трудящихся были казнены не как представители церкви, а как активные, злостные контрреволюционеры... Утвердив текст вышеуказанного послания, собор заслушивает проект обращения к генералу Деникину и добровольческой армии и послание к восточным иерархам. Первое утверждается, а по поводу второго архиепископ Димитрий заявил о недопустимости обращаться с этим посланием к румынскому митрополиту. Причины таковы: «При занятии Бессарабии румынскими войсками, - сказал Димитрий, - румынский митрополит и синод посягнули на права русской церкви, потребовав, чтобы православное духовенство Бессарабии присягнуло румынскому синоду. 3a отказ принести такую присягу духовенство подвергалось гонениям, а архиепископ Анастасий и два викарных епископа были изгнаны из оккупированных Румынией областей...» Последнее заседание было, пожалуй, самым продуктивным... Слово предоставлено было протоиерею проф. А. П. Рождественскому... Рождественский оглашает «послание к христианам всего мира»... По поводу воззвания были обширные прения. Граф Граббе считал, что обращаться с таким посланием к западным христианам не совсем удобно в виду того, что западные христиане - еретики. Архиепископ Димитрий предложил компромиссное решение, отправить это послание не от имени собора, а от имени временного высшего церковного управления на юго-востоке России, причем адресовать его «к вероисповедным общинам». Значение послания, по мнению оратора, - в антисоветской агитации в международном масштабе. Поп Востоков считал в своей речи необходимым более отчетливо и выпукло оттенить антисемитские призывы... Слово берет архиепископ Димитрий и предлагает в связи с оглашением текста пропеть «Спаси господи люди твоя, победы благоверному императору нашему». Собрание с удовольствием исполняет предложение. Интересно, какого «благоверного императора» упоминают здесь святые отцы? Очевидно, «царя Антона» - генерала Деникина. По окончании нения выступил поп Востоков и предложил внести в текст следующую вставку: «Умоляем вас, красноармейцы, крещенные в православной вере, - наденьте все кресты на груди и снимите с картузов масонскую звезду». «Князь Трубецкой, - читаем в протоколе, - заявляет, что он согласен с мыслью свящ. Востокова, но выражение поправки - «масонская звезда» - считает неудачным, ввиду непонятности этого выражения для народных масс...» Много старались духовные пастыри, но целей своих все же не добились. В воспоминаниях Деникина имеются следующие знаменательные строки, написанные вслед за текстом его выступления на соборе. «К сожалению, - пишет Деникин, - невзирая на усилия многих достойных пастырей, церковная проповедь оказывала мало влияния на массы: сеятели были неискусны, или нива чрезмерно густо заросла плевелами...»