Есть две модели познания. Дети называют их «как будто» («понарошку») и «в самом деле» («взаправду»). «Как будто» - для ребенка не менее истинное, чем «в самом деле». В мире «как будто», играя, он входит в ритм бытия и становится маленьким чудотворцем: превращает воду в вино, палку в коня, доску в корабль. В этом мире игры он всемогущ, всеведущ и всеблаг. Модель «в самом деле» играет в жизни ребенка служебную, вспомогательную роль. Например, она дает знание, как доехать до зоопарка (а не только сыграть в зверей).
Первую модель (как будто) можно назвать ночной, или лунной, а вторую (в самом деле) - дневной, или солнечной. Ночью небо сливается с морем и стеной подходит к берегу, и вся эта звездная стена плещется у ног. Днем хорошо виден каждый камешек, но за травинками и деревьями не видно леса. Ночь - художник, пишущий крупными мазками, день - ювелир, чеканщик деталей. Я не думаю, что живописец хуже ювелира видит мир действительности. Два виденья, ночное и дневное, дополняют друг друга, оба они истинны.
Человеческое сознание с первых своих шагов создает и разрабатывает обе эти модели: мир как текучее переливчатое целое, пронизанное единым ритмом (дао, «вечно живой огонь»); и мир как совокупность фактов, связанных более или менее точно фиксированными отношениями (равенство и неравенство, причинность и вероятность, необходимость и достаточность и т.д.). Первая модель создается из таких слов, каждое из которых вызывает поток ассоциаций. Это слова - образы. Вторая модель конструируется из слов со строго определенным значением. Это слова - термины.
Эти модели не вполне совпадают с областью науки и искусства.