Этот пост о том, что изменилось в нашей психике или, если точнее, в бессознательных процессах со времен Юнга.
По крайней мере я часто слышу т.з. "люди всегда были людьми" или какую-то похожую. Понятно, что она является прямым следствием историческую краткость жизни - человек берет за отправную точку моменты осознавания себя и потому за это время обычно мало что меняется. Правда иногда еще есть определенная бессознательная попытка спрятаться от своих недостатков ("всегда было", "все так делают" и прочие отмазки). Впрочем тут не об этом, а о меняющемся мире.
В данном случае интересно было бы сконцентрировать внимание на двух ярких моментах - жестокости и разврате. "По Фрейду" они во многом соответствуют инстинтам доминирования и размножения. "По Юнгу" же инстинкты - это низшая ступень того, откуда берет начало бессознательные процессы (К.Г. Юнг "О психологии бессознательного"). При должном внимании процессы эти проходят много стадий, частичного вытеснения (и распыления остатков либидо) с последующим выходом к тому, что мы понимаем как сознание. Интересно, то, что выход они находят у каждого свой и хоть иногда он весьма нестандартен, но обычно подчинен неким закономерностям в смысле допусков по морали, т.н. социальным нормам и прочему. Оговорюсь, что в этом случае огромную роль имееют социальные институты имеющие целью "сохранение чистоты души" (церковь, партийный комиссарат, общества поддержки демократии, конфуцианские суды, клуб поддержки Фюрера и пр.)), роль при этом может быть как отрицательной так и положительной. Обычно если нормы у некой группы становятся уж совсем странными, то большую роль начинают играть контакты этой группы с другими. И вот тут начинает играть уже свою роль "атомизация общества" (почти по Дугину). Сейчас эта атомизация активно поддерживается и взращивается разными методами (я не верю в "Массонов" и думаю это все элементы одного процесс, но уже на более высоком уровне) - в самом распространенном случае разные социальные сети .Особенно те, что нацелены на крайнюю хомчковость и "бессмысленность". Отдельным вопросом тут должно бы идти - куда девается та энергия либидо которую человек вкладывает в эту сеть (напомню - наружу, из личности, она идет кране слабо, сеть в этом случае скорее проекция бессознательного, как и наши действия в физическом мире - сознания и то в каком состоянии оно пребывает). Так вот энергия эта в основном погружается в то-же бессознательное инициируя и пробуждая все более глубокие его слои (о таком, только в случае "моральных конфликтов", как правило заканчивающихся вытеснениями, писал когда-то Юнг). Что это значит доподлинно сказать сложно, кроме того, что во первых эти слои точно выходят наружу в том или ином варианте (по модели бессознательного юнга, которая похожа на модели термодинамики - энергия в никуда не уходит). А также то, что по мере пробуждения арахаики бессознательного (а пробуждается именно она) обычно выглядит все более и более коллективной, т.е. носящую некие общепринятые черты чего-то, чему мы по определению уже можем дать ту или иную именно эмоциональную оценку во многом воспринмаимаю нами как диктат к действию, которая мало зависит от наших убеждений и прочих сознательных наслоений (иначе говоря оценка идет от бессознательного, типа разного рода фобий). Кроме того это все воплощается также и в выходе на поверхность отдельных архетипов также имеющих тот-же признак (например различные символы - крест, солярные символы, символы круга и прочее), но последнее имеет место скорее в индивидуальных случаях. В массовых все приобретает характер психоза.
Теперь же, возвращаясь к этим двум моментам (жестокости и разврате), особенно в медийном пространстве, можно увидеть что за последние десять-двадцать лет они явно претерпели некое углубление (примеры приводить даже как-то странно ну если уж совсем интересно сравнить, то хф. "Судья Дредд" 1995г и 2012г. - 17 лет, а разница по насилию огромная, по поводу разврата - можете глянуть порносайты или рисуночные сайты иногда ставшие аналогами последних). О чем это говорит? Как минимум о том, что в бессознательном имеют место некие идущие там процессы, которые выдают наружу все более и более арахаические содержания (о чем и было написано ранее). Также нет смыла подозревать, что процессы имет характер индивидуальных, следовательно скоро мы скоро сможем увидеть эту архаику более-менее повсеместно. Как она будет выглядеть? По разному, единственной характерной чертой будет то, что некой смысловой целью процесса будет именно жестокость либо разврат, при этом логической целью же ставиться будет совсем другое. Впрочем примеры мы видим и в общем-то давно, т.е. глобальное доминирование США (смысл - жестокость), фрик-шоу в Европе (смысл - разврат) и прочее. Апофеоз - современная украина, где та-же цель глобального доминирования США углубила смысловую жестокость до таких пределов, что террор уже и ставиться реальной целью о чем почти и говориться открытым текстом. Кому-то может показаться это не таким важным (в других войнах за демократию жестокости было не меньше, хотя и эскалация по статистике на росла так быстро - см. Эль Мюрид - аналитика), однако я считаю это и есть переломное следствие. Почему? По аналогии с индивидуальными девиациями - покуда они имеют место, но человек пытается с ними бороться по той или иной причине - они не углубляются и не приобретают угрожающего характера классических патологий. Как только же энергия на борьбу уже не идет (нету воли, нет мотивации и пр. ) , девиация начинает развиваться уже по сути перехватывая управление сознанием, после чего человек становиться потерян для общества. В нашем случае это изменившиеся социальные нормы и общее уныние (почитайте или посмотрите репортажи, не из новостей, с востока украины, особенно не в точках боевых действий, а там где "уже" или "еще" мирно). При этом главное понимать, современная украина - это калька того, что будет в мире через довольно небольшой промежуток времени повсеместно. Реализация этого будет проходить под разными соусами и с разными целями, однако смысл в них будет склоняться именно к жестокости или разврату.
Статья не претендует на полное понимание проблемы, только лишь на частичное.
Если вы дочитали до этого предложения. Подскажите, где можно разместить текст выше, что бы он приобрел хоть некоторую публичность?