Никогда раньше я не писала отзывов о спектаклях, но сейчас не рассказать о нём выше моих сил. Поэтому опишу, как сумею.
«Теперь, когда мы вместе, - легче».
На прошлой неделе я побывала в
московском театре «Et Cetera» на спектакле «Пожары», поставленном канадским режиссёром ливанского происхождения Важди Муавада по его же пьесе. Спектакль известен, имеет репутацию и отмечен рядом наград и номинаций, так же как и, к слову,
одноимённый фильм по этой пьесе. И не зря.
Сказать, что я совсем не была готова к драме и тому, что будет тяжело, значило бы солгать. Мне говорили, меня предупреждали. Без деталей, без рассказа о сюжете, просто: он сильный, будет тяжело. И так и было. Спектакль в двух действиях, и если первое просто захватывает и погружает в атмосферу истории, то второе окунает в неё прямо с головой, надолго, до боли в сердце и слёз в глазах.
Это история о терроре и бессмысленной войне, о поиске родных людей, о смертях и рождении новых жизней, и о том, что даже рождение, бывает, сопровождается, не только любовью и радостью, и не только физическими муками, но и горем, расставанием, слезами и даже ненавистью. Которая всё равно заканчивается любовью и прощением. Это цикл, круг, берущий начало в высшей точке, в любви, а дальше линия жизней идёт к самому низу, к боли и непониманию, ужасу, отчаянию, ненависти, а потом снова, через слёзы, понимание и узнавание возвращается наверх, к любви, к самому чистому её проявлению - любви родителей и детей, братьев и сестёр.
Драма развивается параллельно в двух направлениях, из прошлого в настоящее, и из настоящего в прошлое. Первая - это история Науаль Марван, с самой юности и до практически последних дней её жизни. Вторая - история её детей-близнецов, Жанны и Симона, начавшаяся с момента смерти их матери, и ведущая, хоть и в настоящем, глубоко в прошлое, вслед за расследованием, которое они начали, выполняя, сначала нехотя, а потом уже не имея сил и желания остановиться, последнюю волю матери.
События подхватывают их - и зрителя, меня, несут, кружат в водовороте, не давая оторваться, вздохнуть, стремясь узнать и увидеть всё до самого конца и начала. Дети узнают историю Науаль, её прошлое, о котором она никогда не говорила им ни слова, прошлое, последнее понимание событий которого заставило её в один день замолчать на долгих 5 лет, до самой последней, предсмертной, фразы, с которой и началась эта история: «Теперь, когда мы вместе, - легче». Фраза эта звучит рефреном на протяжении всего спектакля, постепенно становясь понятнее и ближе.
На сцене, как по волшебству, видно, как меняется нежная и радостная натура юной Науаль, становясь крепче, строже, жёстче по мере прохождения через тяжелейшие испытания, какие могут выпасть на долю женщины в объятой войной стране, становится понятно, почему она стала такой, какой её запомнили её дети. Видно, как меняется их отношение к ней - на момент её смерти это была практически ненависть, обида и непонимание, которые, когда они начинают узнавать её скрытое прошлое и её саму, перерастают в сочувствие её бедам, в любовь и гордость за неё. В конце своего поиска они найдут то, чего никто не мог бы ждать, они узнают всё до конца, как бы ни была горька разгадка того клубка, что они стали распутывать. Узнают - и всё поймут, и простят, и примут. И её, и тех, кого они искали и нашли. И вместе - действительно станет легче.
Это не спектакль-развлечение, он не для того, чтобы поднять настроение и отдохнуть, он заставил работать - и прежде всего сердце, душу, вызвал у меня сильнейший эмоциональный отклик. Я считаю, его обязательно нужно увидеть. Это яркая игра актёров, потрясающей силы слова пьесы, усиливающая впечатление музыка. И не оставившая меня равнодушной история.
Большое спасибо за организацию просмотра
ketosha и
moscultura.
Все фотографии взяты с
сайта театра.