Результаты рынка - есть ли повод для тоски?

Nov 12, 2007 15:13

Читаем отчёт Госкомстата:

"Доходы предприятий отрасли связи Украины от оказанных услуг за январь-сентябрь 2007 г выросли на 19,9 проц по сравнению с аналогичным периодом 2006 г до 28,965 млрд гривен /1 долл - 5,05 гривен/. Об этом сообщается в материалах Госкомстата...В том числе, доходы сотовых операторов возросли на 29,8 проц до 18,104 млрд грн. Доходы от предоставления услуг сотовой связи населению возросли за 9 месяцев на 33,6 проц до 6,756 млрд грн, предприятиям - на 27,6 проц.

Доходы от предоставления услуг доступа к сети Интернет возросли на 26,5 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 969,764 млн грн. В том числе население увеличило расходы на Интернет на 86,4 проц до 323,96 млн грн, предприятия - на 9 проц. В целом, доходы от компьютерной связи выросли за 9 месяцев на 27,4 проц до 1,159 млрд грн."

Два замечания.

Первое: насыщение рынка мобильной связи фактически имеет место со второй половины пятого года. Уже тогда темпы прироста базы реальных пользователей (физических лиц, а не СИМ-карт) уменьшились до полутора-двух процентов в год. И останутся таковыми впредь. Сейчас операторы активно обсуждают вопрос "что делать в условиях насыщения?" Интонации и заявляемые ими тезисы исходят из предположения, что "насыщение" означает прекращение бурного роста и если не начало стагнации, то выход на плато. Если, конечно, не предпринять неких срочных мер. Однако +30% продаж в год - это очень и очень. Абонентов больше не будет, факт. Но что из этого, если они готовы (и будут готовы еще пару лет как минимум) тратить всё больше и больше? В конце-концов, разница в ARPU между Украиной и прочими странами Европы не обусловлена генетическими или историческими причинами. Люди будут потреблять больше просто потому, что у них будет всё больше денег. А в таком случае снова возникает вопрос об оптимальных рыночных стратегиях для того же Киевстар. Стоит ли тратить ресурсы на разные изыски вроде третьего поколения или фиксированную связь? Или окучивать свой реальный и очень сильный ресурс - лояльность пользователей? Обращает внимание опережающий рост спроса со стороны физических лиц. Немудрено, предприятия и раньше не сильно экономили на связи. Так что преимущество УМС в данном направлении со временем будет только обесцениваться.

Второе: рост спроса на услуги доступа к Интернет среди частных лиц впечатляет. Очевидно, что сотовикам надо срочно найти своё место на этом празднике. Лучше всего ситуация у МТС - частоты на 450МГц и МТС-Коннект позволят им охватить массу людей, у которых пока нет и нескоро появится альтернатива. Это малоурбанизированные районы, пгт, райцентры и сельская местность в целом. Киевстар со своим UMTS тут не игрок. А вот судьба Телесистем становится очень даже важным фактором развития этого сегмента. Киевстар его купить не сможет (конфликт акционеров). Тогда кто? Если Система - это будет очень сильный ход. Весь этот рынок станет ихним.

МТС, Украина, стратегии, peoplenet, 3g, Киевстар

Previous post Next post
Up