всегда думал, что действие должно быть реакцией на происходящее...
Дано: финал федерального конкурса работников сферы государственной молодежной политики г. Уфа 18-22 октября 2011г.
Участники: работники сферы ГМП (руководители органов по делам молодежи, руководители учреждений, специалисты) всего более 90 человек. География - Москва, Волгоград, Магадан, Алтай, Пермский край и т.д.
Конкурсные испытания, которые оцениваются жюри и идут в зачет конкурсанта:
- самопрезентация и защита авторской программы;
- интеллектуальная викторина;
- ролевая игра;
- знакомство со структурами ГМП принимающего региона и выработка рекомендаций по работе;
- дискуссионная площадка;
Я участник в категории руководитель органа по делам молодежи.
Мой замысел на участие:
- рассказать свою муниципальную повестку молодежной политики, найти коллег со схожей повесткой, и договориться, как ее можно решать.
- договориться с коллегами по федеральной повестке ГМП.
Открытие.
Слово зампремьеру Башкирии. Слушаю по глаголам: поддерживать молодежь, развивать инновационность, пожелание честной борьбы.
1.Самопрезентация.
Выступаю первым. Рассказываю про свои ожидания как жителя Перми, про замыслы на свою деятельность. На все 5 мин, потом резко обрывают колокольчиком.
Спрашиваю: «- Есть вопросы? Все понятно? Хотите что-то спросить?»
Ответ: «- Нет, не будем превращать это в дискуссию…»
2.Защита программ.
Слушаю. Слышу ЧТО делается участниками в их программах. Не слышу ЗАЧЕМ.
Вопросы экспертов: «-почему это стоит столько-то?», «-сколько привлечено человек?», «-сколько объектов очищено молодежными отрядами?», «-как измеряете результат?»
3. Интеллектуальный конкурс.
Принцип «Своей игры» все разбиты на тройки, у каждого кнопки. Задается вопрос - кто быстрее нажал кнопку может отвечать первым. Набравший большее количество очков - выходит дальше (олимпийская система).
Перечень вопросов:
- в каком году принят тот или иной нормативный акт по молодежной политике (число, месяц, год!!!!)?
- кто автор Гимна РФ?
- дата (число месяц, год!!) утверждения первых городов-героев и количество городов попавших в этот первый документ?
- дата основания федерального департамента по делам молодежи (число, месяц, год!!!!)?.... и т.п….
Единственный вопрос из зала: - «…а, разве, это самое важное, что мы можем обсудить здесь и сейчас?» - обрывается репликой организатора- «не будем устраивать тут дискуссию!»
4. Ролевая игра. (остановлюсь поподробней)
Мужчина, которого представили игротехником, сообщил залу, что сейчас состоится игра, в которой каждый участник будет имитировать деятельность (нач. ОДМ, директора учреждения, специалиста по молодежной политике и т.д.). Для того, что бы посмотреть на участников в этом процессе, на игру привезут ДЕТЕЙ!! Все участники будут разделены на 2 «района» и должны завлечь этих детей в свои структуры, а в итоге организовать выборы в молодежный совет этого района.
Это практически все вводные.
Мой вопрос к организатору-игротехнику: «-скажите СМЫСЛ этого процесса?». Ответ, очень не внятный …типа посмотреть участников в действии… Понимаю, что обкатывать такое на детях нельзя. Отказываюсь от участия в этом этапе.
Процесс игры - участники пытаются «захватить» (в том числе и физически) детей, для демонстрации экспертам своих способностей. Напоминаю, дети не в курсе, куда и на что они попали, и пытаются бегством (в прямом смысле!!!!) избежать воздействия со стороны участников…
От детей практически силой требовалось вступить в имитационную общественную организацию, получить имитационную психологическую помощь, побывать в имитационном лагере, поучаствовать в имитационных выборах молодежных лидеров.
Продолжается все это 3,5 часа
Итог - из детей собрали имитацию общественной организации, сымитировали выборы в молодежный совет района, выбрали победителя-депутата, посадили детей в автобус и отправили домой.
Подведение итогов игры:
Участники делятся впечатлениями от игры. Оценка своей деятельности - «все получилось, все выполнили!!»
Спрашиваю у зала несколько вопросов:
1. «- кто на окончание этого процесса понял смысл того, что он делал (смысл игры)?» из 90 участников подняли руки 10 человек.
2. «-Понимаете ли вы, что подписались на участие в организационном процессе СМЫСЛ которого практически никто не понял?» ….ответов не было.
3. «-Кто считает, что, то, что тут происходило, является изнасилованием самого себя?» ….руки подняли половина зала.
4. «- Кто считает, что это было изнасилование мозга детей, которых привезли сюда?» руки подняли половина зала…
5. «- Кто готов взять на себя ответственность, за то, что дети, которые попали в этот замес не получили «инфекцию» имитации? И они не начнут имитировать в школе, семье, …в жизни???» руки никто не поднял….
(если кому интересно, есть 30 мин. видео этой....типа игры...)
5. Дискуссия.
Темы дискуссии предложили написать участникам на листке и сдать для того, что бы эксперты выбрали самые важные…
Пишу: тема дискуссии « -Повестка государственной молодежной политики» ..надеюсь на чудо…
Начало дискуссии.
Перед началом ведущий дает установку: «- При ответе на вопрос вы должны встать, громко и четко назвать фамилию, имя и город, повернуться так, что бы вас видел зал и эксперты и сказать то, что от вас ждут эксперты…»
Уточняю: «- Участники должны сказать свое мнение или то, что от них ждут эксперты?»
Ответ ведущего: «- я думаю….(пауза), что вы должны сказать свое мнение, но так что бы это понравилось экспертам…»
Начинается дискуссия. Объявляется тема - «Молодежные субкультуры и их влияние на общество»
Задаю вопрос: «-Кто и на каком основании выбрал именно эту тему, как самую важную для обсуждения на федеральном мероприятии с участием тех, кто завтра будет принимать решения по всем сферам нашей жизни?» …. Ведущий обрывает, не дав закончить, и говорит, что мой вопрос снимается…
Дискуссия проходит в следующем формате: ведущий задает вопрос, который, по его мнению, соответствует теме, и каждый участник должен ответить в соответствии с его установками. Причем ответить нужно ровно за одну минуту…т.е. если будет дольше, то докладчик обрывается, а если уложился в 30 секунд - оставшиеся 30 секунд необходимо стоять и молчать…
Остановлюсь на этом…
Зачем я пишу это? Ну, точно не обвинить кого-либо в произошедшем (может быть за исключением организатора «игры» с детьми)… я прекрасно понимаю, что имитация - это образ жизни очень многих моих соотечественников.
Мне хочется, что бы мы все вместе разобрались, ПОЧЕМУ на федеральной очной коммуникационной площадке, где собралось около сотни тех, кто завтра станет рулить моей страной основными вопросами были номера и даты принятия нормативных актов, а основным действием было участие в организационных процессах смыслов которых практически никто не понимает? Это что, основные вопросы повестки ГОСУДАРСТВЕННОЙ молодежной политики??
Включаю телек и вижу ПОВЕСТКУ ЖИЗНИ, в которой в моей стране за 8 месяцев этого года произошло 8 авиакатастроф… в которой к 2025 году коэффициент демографической нагрузки будет равняться 0,8 (т.е. 10 работающих будут содержать 8 иждивенцев)…. в которой каждый год сгорают тысячи гектаров леса…. в которой потребление алкоголя составляет 18 литров на человека…. в которой один из основных источников дохода бюджета составляет продажа сырья…. И я понимаю, что эти две повестки живут параллельными жизнями….
После имитационной дискуссии я спросил у коллег, а все ли понимают, что за стенами этого конкурса мы столкнемся с реальными вызовами?… и кто из нас прямо здесь готов назвать фамилию того человека, который, по их мнению, должен бороться с этими вызовами? … не ответил никто…
А…. да, на этом конкурсе я занял первое место как руководитель органа по делам молодежи… т.е. я теперь как бы главный по имитациям… обращайтесь если чего…поимитируем.