Сто лет выхлопа в атмосферу или техосмотр на дедушкиной «Победе»

Dec 13, 2012 17:13

Автомобиль появился на свет в конце позапрошлого века. В пору, когда массовое использование лошадей в хозяйстве и транспорте не имело альтернативы, вопрос о выборе топлива не ставился во главу угла. Придумали движитель на керосине - запускаем! Разработали на угле - еще лучше. Угля-то у нас на Земле завались. Перешли на бензин - вообще отлично, прогресс, как-никак!


Автомобиль появился на планете, когда о его угрозе экологии этой самой планете мог бы размышлять, разве что, Жюль Верн, с его прозорливостью и научным видением эволюции техники.


Вторая половина 19 века, начало 20го вселяли в людей надежду на то, что совсем скоро «железный конь придет на смену крестьянской лошадке», что и сообщил общественности через 30 лет крупный специалист в вопросах автопрома О.Бендер.
Но пришел не только «железный конь», но и его верный спутник научно-технический прогресс. Встал вопрос о взаимосвязи этих процессов с изменениями в природе, влиянии на загрязнение окружающей среды. Разумеется, под пристальным вниманием экологов, со временем, оказался и автомобиль.


Нет смысла в небольшой заметке затрагивать столь животрепещущую тему. Материала здесь на сотни докторских диссертаций. Меня тревожит еще один аспект борьбы общества за право дышать чистым воздухом, а именно - взаимосвязь постоянно повышающихся требований к чистоте выхлопа автомобиля с возможностью прохождения технического осмотра в России автомобилями, мягко говоря, отстающими от этих нормативов.


Любой автолюбитель знает, как у нас в стране проходят техосмотр. Это было, есть и будет. Что бы там ни придумали, где бы камеры не вешали. У меня есть один знакомый, который с правами, выданными в 1996 году, ни разу еще не прошел техосмотр, так сказать «в общем порядке». Он всегда заходил «с другой стороны». Слышал от него рассказ, как в конце девяностых, будучи владельцем полумертвой синей «шахи», использовавшейся для «ночной бомбежки», он, после «получения» талона ТО, не смог завести автомобиль для выезда, и сотрудники поста ТО заводили «тачку» с толкача под изумленными взглядами людей из очереди на ТО.


Не подлежит сомнению, что автомобиль должен быть исправен и безопасен для пользователя и окружающих. Еще лучше, когда он безопасен для природы. Евро-3, -4, -5 это все конечно правильно и здорово. Но только для Европы, где люди зарабатывают столько, сколько им положено по умственному, социальному и юридическому положению. В РФ все не так, все по-другому - не буду сейчас об этом. У нас по дорогам бегают сотни тысяч «полумертвых «Жиг» и «Азлыков» не потому, что владельцам нравится летать на них, выпуская черно-синий дым, хлопая гнилыми крыльями, тормозя шлепанцами сквозь дырявый пол по асфальту. Причины в другом. Мы все их знаем и не хотим ничего с этим делать. Да, именно так - МЫ не хотим. Ты, читатель, сколько раз был на митингах за последние 12 лет? То-то же, вот и не спорь.


Существует еще одна категория машин, во сто крат ближе моему сердцу, чем ВАЗовская «классика», но являющаяся объектом не менее, если не более пристального внимания инспекторов всевозможных мастей - СТАРИННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА.


Можно поставить на учет угнанную машину. Можно продать машину, заложенную и перезаложенную за долги. Можно пройти ТО на «шахе», не видавшей 10 лет ремонта, но исправно «служащей» своему «извозчику» из республики бывшего СССР. НО: невозможно никаким, хоть честным, хоть «не честным» путем поставить на учет и пройти ТО, получить ОСАГО на авто- мототехнике, дошедшей до нас из далекого прошлого, когда твои бабушка с дедушкой еще стеснительно увиливали от вопроса, когда они планируют «стругать» твоего папу.


Мир богат антикварной техникой. Тысячи клубов, сотни пробегов ежегодно, огромная индустрия увлечения породила еще более огромную индустрию бизнеса, ее обеспечивающего, - реставрация, ремонт, запасные части, аренда, киносъемки, вторичная купля-продажа, коллекционирование, наконец. В стране, где владение автомобилем еще в пятидесятые годы вызывало восторг или зависть окружающих, до сих пор такая индустрия не создана. Вернее, с трудом создается силами энтузиастов, богатых коллекционеров, «киношниками», все чаще снимающих в фильмах «про войну» настоящие мотоциклы «БМВ» и «Цюндапп», а не их советских внуков - «М-72» и «К-750», и настоящие «Студебекеры Ю-С-6», а не «ЗиЛ-157».


Однажды, путешествуя по Великобритании с семьей, мы наслаждались финальным днем автопробега «Лондон - Брайтон», который ежегодно проводится с 1905 года. Около пятисот (!) участников пробега не ошарашили меня так, как сообщение о том, что в пробеге могут участвовать лишь автомобили, изготовленные до …1905 года! Традиция такая! Господи, сколько же у них тогда старинных машин и мотоциклов, изготовленных после…


Разумеется, пробег был официально организован, и ни одно транспортное средство не могло в нем участвовать без специального (для антикварной техники) государственного номерного знака и регистрационных документов. Конечно, с этих людей никто не требует прохождения ТО по Евро-3. «За бугром» найденную в ангаре заброшенной фермы машину, видевшую Кайзера, можно законным путем поставить на учет и быть признанным законным ее владельцем.


Все эти механизмы давно разработаны, действуют и приносят пользу - как непосредственно владельцами «антики», так и делу сохранения мировой технической истории, да так, собственно, и казне - налоги с той самой индустрии. Главное, что требуется от власти, исключить возможность отказа в государственной регистрации представленного экземпляра. Есть картер двигателя и рама - есть мотоцикл. Есть кузов, и/или рама и блок двигателя - есть машина. Все очень просто. Коррупция живет лишь в одном месте - между двух слов: «да» и «нет».


Я не понимаю, почему столько лет мы, энтузиасты старинной техники, должны биться головой об стену, «заносить» кому надо дензнаки за что-либо, держать в гараже не поставленные на учет и без права выезда авто- и мото ветеранов, которые никому, кроме нас и небольшому количеству зрителей на редких мероприятиях, не доставляют радости? Почему нельзя законодательно закрепить за всей авто-мото техникой, сошедшей с конвейера без усилителя тормозов, к примеру, а, как вариант, любой моторной техникой, изготовленной до «24-й Волги», особого режима регистрации, ТО и эксплуатации? С чего это «Победу» надо загонять в «одну весовую категорию» с «Паджеро-Спорт» или «Ладой», извиняюсь, «Калиной»?


В заключение, как всегда, задав в пустоту риторический вопрос «до коле?», хочу порекомендовать любителям развлечений в кожаных шортах, с плетками и масками на молнии: купите в деревне у спившего внука ветерана войны дедовский мотоцикл выпуска эдак 1942 года из Германии, не на ходу и без документов, попытайтесь поставить его на учет в ГИБДД, попробуйте пройти ТО и получить полис ОСАГО. Уверен, новые, ни с чем не сравнимые по силе ощущения вам гарантированы. Дай Бог вам здоровья, конечно, не дюжинного…
Previous post Next post
Up