Автомобиль появился на свет в конце позапрошлого века. В пору, когда массовое использование лошадей в хозяйстве и транспорте не имело альтернативы, вопрос о выборе топлива не ставился во главу угла. Придумали движитель на керосине - запускаем! Разработали на угле - еще лучше. Угля-то у нас на Земле завались. Перешли на бензин - вообще отлично, прогресс, как-никак!
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/56426/56426_900.jpg)
Автомобиль появился на планете, когда о его угрозе экологии этой самой планете мог бы размышлять, разве что, Жюль Верн, с его прозорливостью и научным видением эволюции техники.
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/56734/56734_900.jpg)
Вторая половина 19 века, начало 20го вселяли в людей надежду на то, что совсем скоро «железный конь придет на смену крестьянской лошадке», что и сообщил общественности через 30 лет крупный специалист в вопросах автопрома О.Бендер.
Но пришел не только «железный конь», но и его верный спутник научно-технический прогресс. Встал вопрос о взаимосвязи этих процессов с изменениями в природе, влиянии на загрязнение окружающей среды. Разумеется, под пристальным вниманием экологов, со временем, оказался и автомобиль.
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/57019/57019_900.jpg)
Нет смысла в небольшой заметке затрагивать столь животрепещущую тему. Материала здесь на сотни докторских диссертаций. Меня тревожит еще один аспект борьбы общества за право дышать чистым воздухом, а именно - взаимосвязь постоянно повышающихся требований к чистоте выхлопа автомобиля с возможностью прохождения технического осмотра в России автомобилями, мягко говоря, отстающими от этих нормативов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/57234/57234_900.jpg)
Любой автолюбитель знает, как у нас в стране проходят техосмотр. Это было, есть и будет. Что бы там ни придумали, где бы камеры не вешали. У меня есть один знакомый, который с правами, выданными в 1996 году, ни разу еще не прошел техосмотр, так сказать «в общем порядке». Он всегда заходил «с другой стороны». Слышал от него рассказ, как в конце девяностых, будучи владельцем полумертвой синей «шахи», использовавшейся для «ночной бомбежки», он, после «получения» талона ТО, не смог завести автомобиль для выезда, и сотрудники поста ТО заводили «тачку» с толкача под изумленными взглядами людей из очереди на ТО.
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/57389/57389_900.jpg)
Не подлежит сомнению, что автомобиль должен быть исправен и безопасен для пользователя и окружающих. Еще лучше, когда он безопасен для природы. Евро-3, -4, -5 это все конечно правильно и здорово. Но только для Европы, где люди зарабатывают столько, сколько им положено по умственному, социальному и юридическому положению. В РФ все не так, все по-другому - не буду сейчас об этом. У нас по дорогам бегают сотни тысяч «полумертвых «Жиг» и «Азлыков» не потому, что владельцам нравится летать на них, выпуская черно-синий дым, хлопая гнилыми крыльями, тормозя шлепанцами сквозь дырявый пол по асфальту. Причины в другом. Мы все их знаем и не хотим ничего с этим делать. Да, именно так - МЫ не хотим. Ты, читатель, сколько раз был на митингах за последние 12 лет? То-то же, вот и не спорь.
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/57739/57739_900.jpg)
Существует еще одна категория машин, во сто крат ближе моему сердцу, чем ВАЗовская «классика», но являющаяся объектом не менее, если не более пристального внимания инспекторов всевозможных мастей - СТАРИННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА.
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/57961/57961_900.jpg)
Можно поставить на учет угнанную машину. Можно продать машину, заложенную и перезаложенную за долги. Можно пройти ТО на «шахе», не видавшей 10 лет ремонта, но исправно «служащей» своему «извозчику» из республики бывшего СССР. НО: невозможно никаким, хоть честным, хоть «не честным» путем поставить на учет и пройти ТО, получить ОСАГО на авто- мототехнике, дошедшей до нас из далекого прошлого, когда твои бабушка с дедушкой еще стеснительно увиливали от вопроса, когда они планируют «стругать» твоего папу.
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/58356/58356_900.jpg)
Мир богат антикварной техникой. Тысячи клубов, сотни пробегов ежегодно, огромная индустрия увлечения породила еще более огромную индустрию бизнеса, ее обеспечивающего, - реставрация, ремонт, запасные части, аренда, киносъемки, вторичная купля-продажа, коллекционирование, наконец. В стране, где владение автомобилем еще в пятидесятые годы вызывало восторг или зависть окружающих, до сих пор такая индустрия не создана. Вернее, с трудом создается силами энтузиастов, богатых коллекционеров, «киношниками», все чаще снимающих в фильмах «про войну» настоящие мотоциклы «БМВ» и «Цюндапп», а не их советских внуков - «М-72» и «К-750», и настоящие «Студебекеры Ю-С-6», а не «ЗиЛ-157».
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/58471/58471_900.jpg)
Однажды, путешествуя по Великобритании с семьей, мы наслаждались финальным днем автопробега «Лондон - Брайтон», который ежегодно проводится с 1905 года. Около пятисот (!) участников пробега не ошарашили меня так, как сообщение о том, что в пробеге могут участвовать лишь автомобили, изготовленные до …1905 года! Традиция такая! Господи, сколько же у них тогда старинных машин и мотоциклов, изготовленных после…
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/58630/58630_900.jpg)
Разумеется, пробег был официально организован, и ни одно транспортное средство не могло в нем участвовать без специального (для антикварной техники) государственного номерного знака и регистрационных документов. Конечно, с этих людей никто не требует прохождения ТО по Евро-3. «За бугром» найденную в ангаре заброшенной фермы машину, видевшую Кайзера, можно законным путем поставить на учет и быть признанным законным ее владельцем.
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/59044/59044_900.jpg)
Все эти механизмы давно разработаны, действуют и приносят пользу - как непосредственно владельцами «антики», так и делу сохранения мировой технической истории, да так, собственно, и казне - налоги с той самой индустрии. Главное, что требуется от власти, исключить возможность отказа в государственной регистрации представленного экземпляра. Есть картер двигателя и рама - есть мотоцикл. Есть кузов, и/или рама и блок двигателя - есть машина. Все очень просто. Коррупция живет лишь в одном месте - между двух слов: «да» и «нет».
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/59368/59368_900.jpg)
Я не понимаю, почему столько лет мы, энтузиасты старинной техники, должны биться головой об стену, «заносить» кому надо дензнаки за что-либо, держать в гараже не поставленные на учет и без права выезда авто- и мото ветеранов, которые никому, кроме нас и небольшому количеству зрителей на редких мероприятиях, не доставляют радости? Почему нельзя законодательно закрепить за всей авто-мото техникой, сошедшей с конвейера без усилителя тормозов, к примеру, а, как вариант, любой моторной техникой, изготовленной до «24-й Волги», особого режима регистрации, ТО и эксплуатации? С чего это «Победу» надо загонять в «одну весовую категорию» с «Паджеро-Спорт» или «Ладой», извиняюсь, «Калиной»?
![](http://ic.pics.livejournal.com/khutorskoy/46375885/59440/59440_900.jpg)
В заключение, как всегда, задав в пустоту риторический вопрос «до коле?», хочу порекомендовать любителям развлечений в кожаных шортах, с плетками и масками на молнии: купите в деревне у спившего внука ветерана войны дедовский мотоцикл выпуска эдак 1942 года из Германии, не на ходу и без документов, попытайтесь поставить его на учет в ГИБДД, попробуйте пройти ТО и получить полис ОСАГО. Уверен, новые, ни с чем не сравнимые по силе ощущения вам гарантированы. Дай Бог вам здоровья, конечно, не дюжинного…