Mar 01, 2021 17:47
Когда человек терпит поражение и чувствует себя униженным, то непросто не только ему, но и тем, кто сочувствует ему всей душой, ведь сострадание окружающих подчас вызывает еще большую боль и стыд.
Это очень трудный момент для всех. И люди, ставшие свидетелями чьего-то позора, чаще всего, ведут себя ужасно: начинают смеяться или утешать, говорить банальности, осуждать или давать дурацкие советы, нередко просто убегают и прячутся. Все это только лишь потому, что им, так же, как и «герою драмы», невыносимо при всем этом находиться.
Я хочу для себя сформулировать: а на самом деле, какая форма участия могла бы быть наиболее адекватной? На ницшеанское «падающего - толкни» не всякий отважится, а слова поддержки - любые! - будут звучать фальшиво....
Это непросто, но я пытаюсь нащупать то самое место, которое нужно занять, чтобы оказать настоящую, а не фальшивую поддержку в этой ситуации.... Мне кажется, это должна быть позиция доброжелательства, но какой-то особой формы.... в нем не должно быть особой заботливости.
Вот! Я поняла - Хайдеггер нам в помощь!
Тут ДА, должна быть Забота, но НЕ - не должно быть озабочения, излишней включенности.
В этом доброжелательстве должен содержаться примерно такой посыл: мне бы хотелось, чтобы ты справился, но я не знаю, что это такое для тебя, поэтому все что я могу - это присутствовать при твоей борьбе с обстоятельствами.
Примерно так...
PS. Вот эта позиция Заботы - ясной, спокойной, той, которая без излишества, без нравоучительности, той, что не обременена собственным желанием и представлениями - это ведь идеальная позиция аналитика.
А когда на терапевтических сессиях мы говорим о формировании у анализанта наблюдающего Эго - мы говорим как раз о такой позиции. Быть этим заботливым (но не озабоченным) свидетелем можно и по отношению к самому себе.
нарциссизм,
начинающим,
психоанализ,
размышления,
моя профессия,
психотерапия