Написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку

Dec 19, 2018 23:39


У дочки скоро ЕГЭ, на пробнике по русскому не смогла набрать баллы за сочинение - не сделала анализ текста.


Задание, насколько я понимаю, такое: дан короткий текст (не из классической литературы, очевидно) - его надо проанализировать: о чем тут, какая проблема поставлена и т.д.

Когда я об этом узнала, в голове автоматически возникли два главных русских вопроса: «кто виноват?» и «что делать?».

На вопрос "что делать?" ответ возник вполне практический - развивать навык толкования. И даже, будучи по первому (ни разу не использованному по назначению) образованию филологом, я составила для дочери вполне четкий алгоритм работы с текстом. Есть надежда, что овладение этим навыком будет полезно ей не только для написания сочинения, но и для более успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, вот алгоритм:

1. Кто автор? Чем занимается, образование, какой культурный и исторический контекст (время творения, социальное происхождение.

2. Если в тексте есть лирический герой - описать этого героя, определить - каково отношение автора к своему герою.

3. Какие художественные приемы использует автор и в чем их смысл, каков результат этого использования, к какому жанру относится произведение.

4. Каков смысл текста? Что хотел сказать автор своему читателю? Почему ему важно было этот текст создать? Какую он предполагал реакцию читателя?

5. Где ещё можно встретить сходные по смыслу, похожие или, наоборот, содержащие противоположные идеи тексты?

6. Каково мое отношение к тексту? Что меня тронуло? Как я отношусь к высказанной автором идее? С чем - согласен, а с чем - нет.

А вот по поводу «кто виноват» были определённые рефлексии: я думаю, современное воспитание детей (особенно любимых и долгожданных) имеет существенный минус, заключающийся в том, что родители слишком уж озабочены их (детей) душевным благополучием, и не дай бог травмировать чадушко! Возможно, это приводит к тому, что ребёнку не нужно брать на себя труд налаживания коммуникаций. Родители предугадывают его желание, поэтому у него и так все будет. В итоге, это приводит к тому, что ребёнок не научается заботиться о том, чтобы быть услышанным, чтобы видеть и распознавать реакцию другого, чтобы понимать, что движет другим человеком, думать, как ему найти общий язык с другим. Такие дети - добрые, тёплые, щедрые на любовь, но они слабо-эмпатичны, что ли? Для выживания им просто не нужен был этот навык - всматриваться и вчувствоваться в другого.

полезная информация, психология, пичалька

Previous post Next post
Up