Брак как авантюра

Apr 24, 2016 00:34

Отличная статья на Сигме:

КОНСПЕКТ:
В новомодных тенденциях (чайлдфри, открытый брак, свингеры и др.) несложно увидеть, что бессознательный акцент желания такой деятельности лежит не в том, что человек хочет получить, а в том, чего он избегает. В конечном счете «серьезные отношения» - это именование такой связи, где возникают дополнительные требования и ответственность, актуализирующие вопросы вины и тревоги.

Брак - общественное явление, поскольку ориентирован на других и его логика подчиняется нормам и законам социальной сферы. Это хорошо выражено в определении К. Маркса: «никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака». Попытка иметь брак «для себя» демонстрирует незаинтересованность в браке, неспособность к нему, выраженную в желании «иметь брак без брака».

Официальный брак не дает никаких особых преимуществ перед банальным сожительством, кроме одного - он открыто декларирует даже не столько права, сколько определенные отношения (вне зависимости имеют ли они место реально или нет). А это многое меняет, если не все. Это знание других (с моим знанием об этом знании) серьезно перекраивает сами символические координаты, в которых я оцениваю себя, другого, жизнь в целом. Я уж не говорю о других людях, чья реакция может в миг поменяться на строго противоположную, достаточно им увидеть окольцованный безымянный палец.

возникает своего рода оправдание собственного несовершенного брака, в те моменты, когда он (якобы) не удовлетворяет моим пожеланиям. Словно речь идет о потребительских свойствах товара, а не обязательствах. При этом романтическая подоплека никуда не исчезает. Несмотря на товарно-рыночныйцинизм, молодежь все так же верит в «семейное счастье», да еще и «по любви». Девушки все так же мечтают о свадьбах, а парни все так же предлагают руку и сердце, но при этом ожидаемое счастье чаще всего не наступает.
Объяснения здесь бывают самые разные: от того, что брак - явление противоестественное и человеку по природе свойственно менять партнеров и вплоть до того, что брак - это идеал, который (увы) большая часть простых смертных воплотить в жизнь не могут.
Люди всегда стремятся к тому, что проще, и поэтому несовершенный брак встречается гораздо чаще, чем подлинный брачный союз.

Брак требует «работы» - работы над событиями, отношениями, над собой в конце концов. И речь не о банальностях типа «в браке нельзя расслабляться, надо поддерживать пламя чувств, иначе все пойдет прахом». Как ни странно, но истории про то, как один из партнеров все время имитирует начало отношений - это тоже бегство от брака. Речь о том, что необходима работа над пониманием «что есть брак?»

Опираясь на формулы сексуации, предложенные Лаканом, можно сказать, что мужчины и женщины решают разные задачи. Если утрировать, то для мужчины - это понять «что значит быть мужчиной» и стать им (вписать себя во множество других мужчин, ориентируясь на некий прообраз). А для женщины задача будет звучать иначе: понять «что значит быть женщиной для мужчины» и стать ею (желание женщины связано либо с тем, что ищет другой, либо с тем, чего он лишен). Желание женщины, а следовательно и ее речь, никогда не будут совпадать с мужским взглядом на мир, т.к. женское наслаждение не отчуждено целиком в символическом.

Тупик в браке - это имя отклонения от формы брака. В конечном счете, ведь невозможно сказать для чего непосредственно существует брак, он существует сам для себя - как однажды заявленная связь (определенного характера) между двумя людьми.

... важной чертой подлинного брака является верность. Отмечая важность этой черты, часто упоминают, что нельзя клясться в чувствах, ибо они мимолетны, но можно клясться в поступках, т.к. они в нашей власти.... Важно понять, на ЧТО должна быть направлена эта верность в браке. И здесь вновь не обнаруживается никакого единого правила, поскольку требование верности не ограничивается сексуальной верностью партнеров (а в редких случаях последняя и вовсе оказывается не значима). Фантазмы, регулирующие брачно-семейную жизнь бывают самими разными. Поэтому для некоторых пар наибольшую значимость приобретает, например, верность неким идеям или мировоззрению, или совместным семейным ритуалам, или некоторой тайне (непризнанной, вытесненной информации). В любом случае просто так из своих фантазмов не выпрыгнуть, и поэтому важный момент в браке - чувство грани, т.е. того, что нельзя до конца понять в партнере, но следует принимать как его собственное ограничение. Нужно понимать, что став мужем/женой или даже любящим, человек не перестанет быть ревнивцем, невротиком, фетишистом, истеричкой и т.д. и т.п.

Подходящей формулой является выражение Монтеня: «Жениться, ничем не связывая себя, - предательство». Иными словами, неспособность признать за собой наличие таких обязательств, которые исполняются не ради себя, и не ради другого, а в некотором пространстве «так должно быть» (т.е. на формально-универсальном уровне - как если бы «для всех») и есть предательство того желания, что заявило о себе в форме брака.

ПСП, отношения, психоанализ, сексуальность, любовь, размышления, психология

Previous post Next post
Up