Про феномен Прекрасной Дамы.

May 25, 2014 23:42

Интереснейшая статья в Серебрянном Павильоне о феномене Богини (Прекрасной Дамы) и о том, чем она отличается  от обычной бабы женщины.

Сделала конспект:

Дама сводима к определенной социальной функции, где нет места личности и личной свободе.
Девушка, отойдите, вы мне мешаете искать в вас Женщину.

Но что же женского вне женщины искали Андреев, Успенский и Мережковский? Возможно, удовольствие желать.

Во внешности Прекрасной Дамы objet petit a (знак несовершенства, позволяющий любить) отсутствует. Это идол, торжество симметрии.
Особую ценность приобретает высокий лоб, стройная шея, округлое лицо со слегка раскосыми глазами. Худоба и бледность. Мальчишеские формы, причудливый костюм с корсетом. Она очень замкнутая, почти святая. Характер нордический, стойкий. Особых примет нет. Бедра должны быть узкими, тело прямо, грудь - небольшой. Грудь у Богини есть, но либо она пририсована к андрогинному подростковому телу, которое не сигнализирует о женственности; либо изображена неразвитой: либо надежно «защищена».
La belle dame sans merci по определению должна быть равнодушна. Она выше по положению и демонстрирует холодность, но любовь рыцаря она поощряет вниманием. Рыцарь, в свою очередь, фетишизирует ее проявления, не обращаясь с сексуальным запросом напрямую, хотя подтекст ясен всем заинтересованным лицам. Ключевым моментом является ряд испытаний в верности и бесстрашии, и только рыцарь может претендовать на большее. И у Дамы, и у Рыцаря прямо указывается область заполняемой нехватки: она без жалости, а он без страха и упрека. Исполняется любой каприз Дамы, ее желание или даже случайные слова возводятся в ранг приказа.
При этом Прекрасная Дама замужем. За кем? За Именем Отца.
«Нет, прошу тебя понять: не вожделение завладело полностью мной, а какое-то спокойное обожание»

ПД это не так называемая ТП, различие принципиально:ТП пытается привлечь к себе внимание для актуализации гендерных функций всеми доступными ей социальными и интеллектуальными методами, что часто как выглядит, так и является навязчивостью. Истерик обречен ежесекундно что-то подтверждать Другому. Мы знаем, что истерик постоянно переходит от состояния страдания к состоянию истерического возбуждения и вызывающего деструктивного поведения.
Не то ПД, она имеет иное качество. Дама - уже персонализированная функция, поэтому демонстрировать и доказывать будут перед ней, для нее. Богиня просто существует в поклонении, и вершит суд фактом своего внимания.
Рыцарь и трубадур должен быть воплощением фалличности, но этот фаллос целиком принадлежит Даме. Tак как безликий либо тысячеликий помощник всегда ее сопровождает, о нехватке речь не идет - она полна Законом.
Если истерику противостоят социальные институции, то для Богини такое препятствие неважно - она создает Закон сама. Если Дама все же вознамерится желать, то объект ее желания тем самым избавляется ото всех вторичных защит и социальных привязанностей.
Дама в куртуазной любви, по Жижеку,
приостанавливает этический уровень универсальных символических обязательств и засыпает нас совершенно произвольными испытаниями, которые соответствуют религиозной приостановке Этического; ее испытания находятся на одном уровне с приказом Бога Аврааму принести в жертву своего сына Исаака.
Что самое интересное для нас - не столько о сексе мечтают, сколько об обладании ее миром. А точнее, о привлечении ее внимания. О том, чтобы она из своего окна посмотрела в твое окно и наполнила твою жизнь смыслом. Важно привлечь ее взгляд. Важно насытиться вниманием, пристальным сфокусированным взглядом, и чтобы этот поиск с ее стороны не прекращался.
Важно ее признание, то, что среди миллионов «обычных» именно ты стал избранным. Для этого Богиня автоматически оказывается помещенной на пьедестал; она должна быть высока, недосягаема, чтобы ее выбор обрел необходимую важность, и оснащается мощными прожекторами. В реальной жизни Богиня пугает, потому что непонятно, что же с ней делать. Типичный сюжет состоит в том, что о Даме мечтают, но стоит ей появиться - отказываются от любой инициативы в ожидании взмаха ее платка.
Именно фалличность так важна в кастрирующей богине, потому что избавив ее от фалличности, получим обычную женщину. Рядом с которой есть только жизнь, которая прервется так, как и началась.

ПСП, отношения, нарциссизм, психоанализ, сексуальность, любовь

Previous post Next post
Up