Apr 29, 2012 21:11
Дворяне, социализованные при старом режиме, перенесли с собой в советское время «наследство» в виде полученного в се¬мье воспитания, которое заключалось в преподаваемых родителя¬ми и воспитателями этических принципах, которые должны были воплощаться в определенном образе жизни, стиле поведения, вос¬приятия и взаимоотношений с окружающими, отношения к себе.
О. С. Муравьева в книге «Как воспитывали русского дво¬рянина» описывает модель воспитания дворянина, основные ее черты. Прежде всего, автор отмечает, что воспитание детей было «нормативным», то есть оно было направлено «не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенно¬му образцу»22, то есть сделать ребенка дворянином. Общая ориентация этого воспитания сводится к принципу, что, совер¬шая какое-либо действие или поступок, необходимо думать главным образом о его этическом значении, а не о практичес¬ком последствии. «Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь, point d’honneur. Согласно дворян¬ской этике, честь не дает человеку никаких привилегий, а на¬против, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассу¬дительность23. <...> Если «стимулом всей жизни» является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении че¬ловека становятся не результаты, а принципы24. <...> Подчер¬кнем, что решающая установка в воспитании, дворянского ре¬бенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким25. В этой системе координат в понимание жизненного успеха входит не столько внешнее благополучие, сколько внутреннее состояние человека»