Амман. Константинополь и Иерусалим

Mar 01, 2020 01:09


Что бы кто ни писал, собрание представителей поместных церквей в Иордании - новая церковная веха. При всей почтительности к Константинополю ему ясно показали, что могут собраться без него. И проявлять попечение о единстве Церкви также могут без его участия. Это собрание не назвали собором, но по сути ничем оно от церковного собора не отличается. В церковном Константинополе считают, что право созыва собора поместных церквей принадлежит исключительно «Вселенскому» патриарху. Но этому нет богословского основания, да и канонические весьма шаткие. И главное - где был Константинополь во времена собора апостолов?

«Вселенский» Константинопольский патриархат и его права - исключительно историческое явление, связанное со столичным статусом церковной кафедры Константинополя-Нового Рима. Но теперь уже нет ни имени Константинополя, ни столицы в этом месте. Да, некогда было постановлено: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим» (3 правило 2 ВС). Но что теперь в Стамбуле от Рима? И какие могут быть богословские основания давать епископу мусульманского мегаполиса некие особые права в Православной церкви? Его титул «Вселенский патриарх» не более чем историческая реликвия. Как монаршая корона исчезнувшего царства, которая может быть и весьма ценная, но не даёт никаких властных полномочий.



Если уже кто и имеет право на особое место в Православии, так это патриарх священного Иерусалима, откуда вышла Церковь и где пребывают её главные святыни. Этот патриархат часто именуют греческим, его официальные здания обычно отмечены флагами Греции. Это объясняется причинами историческими и финансовыми, но по сути всё это глубоко чуждо духовным основаниям. Такого не должно быть в Церкви, где «нет ни эллина, ни иудея». Особенно в месте, являющемся колыбелью христианства, родившегося совсем не в эллинской среде. Если Иерусалимский патриархат остаётся греческим, то должен подчиняться главному греческому патриархату - в Константинополе. Но, если он вспоминает о своём исконном церковном положении, то неизбежно становится главным.

Нести попечение о единстве Церкви должен каждый епископ, тем более каждый из патриархов. Но в сложившихся условиях именно патриарх Иерусалима должен взять на себя особую, центральную связующую роль, поскольку Константинопольский патриарх с этой ношей явно не справился, а иные поместные церкви слишком привязались к земной политике своих национальных отечеств. Сам факт того, что Иерусалимский патриарх созвал собрание церквей и оно состоялось, уже говорит в пользу того, что первенство Константинополя подорвано и может перейти к Иерусалиму, у которого оно было изначально, но утратилось в силу исторических причин. Теперь же самое время вернуться к этому истоку.

Иерусалимский патриархат, собор, Амман, Константинополь

Previous post
Up