May 21, 2015 17:50
Страх
Философия
Интерфейсы
Примерный план работы:
Что такое страх
Что различные философы говорили о страхе
Страх в работах Фрейда
Как люди пытаются избавиться от страха
Страх в интерфейсах
Как люди будут пытаться от него избавиться
Существуют различные определения страха. Лейсбин в своем словаре сформулировал его так: «Страх - психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающие действия, направленные на самосохранение». Никто не станет отрицать тот факт, что это ощущение - одно из первоосновых чувств человека. Оно было дано нам эволюцией, и если учесть то, что страх есть и у животных, можно судить, насколько важную роль он играл в жизнях наших предков и играет в наших.
Обобщив несколько источников, можно заключить, что страх - естественная реакция человека на всякую реальную или воображаемую ситуацию, которая угрожает ценностям этого человека. Этой ценностью могут быть здоровье, идея, может быть какое-то представление, близкие или знакомые люди, комфорт и тому подобное. Чувство страха порождено неизвестностью: когда мы чего-то не знаем или не можем хотя бы частично предугадать, незнание и неопределенность сильно пугают. Они наталкивают человека на переосмыслению действий, толкая в безопасную сторону. Поэтому страх является необходимым чувством. Это совершенно нормальная, закономерная реакция на опасность, угрозу, которая поддерживается в нас инстинктом самосохранения.
Страх порожден неизвестностью. Так считают современные психологи и исследователи эмоций, так считали и авторитетные философы. Аристотель утверждал, что «страх определяют как ожидание зла». Здесь весомую роль играет слово “ожидание” - другими словами - неизвестность. То же писал Иоанн Лествичник, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений». Джон Локк писал: «Страх есть беспокойство души при мысли о будущем зле, которое, вероятно, на нас обрушится». Это наиболее частое определение страха, встречающееся в рассуждениях философов. Из теории общественного договора последнего, можно вывести, что страх - это еще и одно из чувств, приведших человечество к обществу. Помимо некоторых хозяйственных выгод, именно он заставил нас бежать от постоянных стычек и войны между друг-другом и организовать группы.
Возможно, другие философы, объяснили бы по-другому чувство страха. Например, Платон наверняка бы утверждал, что такое ощущение возникает тогда, когда душа встречает то, что угрожало или причинило ей зло в мире идей. Хотя, с другой стороны, вспоминая его теорию идеального государства, на ум приходит только то, что страхи - пережитки прошлого, так как люди должны беспрекословно положить свою голову на благо общества. В своей теории он постоянно идет навстречу страхам обычного общества - он отбирает у людей родных детей, отнимает собственность, лишает его многочисленных радостей, даже искусства людям суждено было бы лишиться, так как это всего-лишь “копия копий”, и оно лишь отдаляет человечество от идей. Таким образом он реализовал бы многие страхи человечества. Наверняка он это осознавал, и поэтому если и выбирать, на что он был благосклоннее настроен, то этот выбор падет на отсутствие страха, нежели чем на его наличие.
Френсис Бэкон был некоторого рода революционером, идущим против слепой веры в авторитеты. Он был на стороне современной науки. Поэтому он наверняка осознавал, что для нас значит наличие страха. Но он также считал, что ни перед чем нельзя останавливаться на пути к истине - он вывел и описал 4 призрака, мешающих человечеству, и незамедлительно отступиться от них людям мешает ни что иное, как страх. Полторы тысячи лет до него все держалось на вполне определенных правилах, и отступиться от них сейчас означало бы перейти от общепринятой истины к каким-то догадкам - а это как сойти с протоптанной тропы с закрытыми глазами. Поэтому страх в его понимании делился на полезный, то есть эволюционный, приведший нас к данной ступени развития и поддерживающий в нас жизнь, и негативный. "Нет ничего страшнее самого страха,” - так считал Бэкон.
Но интереснее всего обратить внимание на то, что писал основатель такой теории, как психоанализ, Зигмунд Фрейд.
Фрейд делил страхи на реальные и невротические. Реальный страх понятный и рациональный, это реакция на опасность - Фрейд также находит, что первым переживанием подобного страха - может быть состояние рождения.«Невротик, - пишет Фрейд, - отличается в этом плане от нормального тем, что… чрезмерно преувеличивает реакции на эти опасности». Но посмотрим на вторую разновидность. Невротический страх - такой, у которого нет видимой причины. Значительную его часть занимает страх Я перед сверх-Я. Сверх-Я - это некоторым образом видоизмененный родительский авторитет, это то, что в прямом смысле “сделало с нами общество” - наше воспитание. Любая даже самая незначительная с первого взгляда мелочь может коренным образом изменить наше сверх-Я. Поэтому мы так часто можем видеть, как психологи, желая найти одну из подобных мелочей и исправить ее, наталкивают своих пациентов на мысли о прошлом, причем начинают с самого детства, так как влияние окружения в раннем возрасте на наши общественные установки как никогда велико.
Фрейд считал, что отступ от этих установок часто и является причиной тех необъяснимых волнений и тревоги, которые люди порой испытывают. И эта тревога может возникать как по причине нынешних поступков, так и от прошлых, как бы давно они не произошли.
Примечательно, с чем Фрейд сравнивает страх: «страх соответствует вытесненному желанию. Но он далеко не эквивалентен этому желанию… желание может целиком вылиться в удовлетворение. При страхе это… уже бесполезно. Страх остается даже тогда, когда желание могло бы быть удовлетворенным. Страх уже нельзя обратно превратить в либидо…».
Страх - само по себе это слово веет неприятным холодком. Оно холодно, так же, как и чувство, описываемое им. Это чувство неприятно нам и нашему сознанию. Само наше Я пытается убежать от страха - испытывая страх, мы частично или полностью абстрагируемся от всего внешне и внутренне. Страх вытесняет желание. Фрейд также связывал наличие страха с отсутствием сексуального влечения, ведь все становится чуждо нашему Я, когда оно пытается вырваться. Как сердце может “провалиться в пятки”, так и наше сознание может покинуть свой пост и забиться в какой-нибудь отдаленный уголок.
Страх влияет на все, он всеобъемлющ и велик. Он может стать грознейшим твоим врагом, а может и великим другом. Николо Макиавелли писал, что хоть некоторые и считают, что для Государя лучше всего одновременно веять страх и любовь, но так как эти чувства с трудом уживаются друг с другом, надежнее выбрать страх, так как любовь - чувство, которое зависит от него в намного меньшей степени. Страхом же людей, подчиненных тебе, можно управлять.
Не каждый способен совладать со страхом и более того, сделать его своим товарищем. Но все пытаются от него избавиться. Некоторые живут со своими страхами многие годы, кто-то десятки, а то и жизни. Люди, что боятся темноты, стараются проводить в ней меньше времени, те, кто боится высоты, не залезает на деревья, не летает на самолетах. Они нашли свой способ избавления от чувства страха - они избегают ситуации, его вызывающие.
Существует и другой подход к страху. Есть люди, которые способные прямо смотреть своим страхам в глаза. А некоторые даже и не могут по-другому. Эти люди необычайного внутреннего стержня, их самообладание и выправка играют ключевые роли во многих историях. Так, в романе Грегори Дэвида Робертса “Шантарам”, главный герой обладал как раз такими качествами. Его судьба не из легких, он допускал множество ошибок и за все из них ответил. Он побывал в нескольких тюрьмах строгого режима, условия в которых были невообразимы. Многие ломались под пытками и ежедневными побоями надсмотрщиков. Было замечено, что эти люди не имели перед собой цели. Они либо не видели ее изначально, либо в какой-то момент отчаялись. Так или иначе, они лишились ее, и это и переломило их стержень. Главный герой же был каждым уголком своей души, каждой клеткой тела настроен против людей, держащих его взаперти и относящихся, как к собаке. Он пообещал себе, что не доставит им такого удовольствия - видеть себя сломленным - он сказал себе, что они не услышат ни один звук боли или отчаяния, сколько бы побоев ни пришлось пережить. Это сделало его внутренний стержень несгибаемым, а его самого полностью избавило от страха. Со временем удары становились слабее, а ухмылки бледнее. Теперь это уже его начинали бояться.
“Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх; кто смотрит в пропасть, но смотрит с гордостью в глазах.” - Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра», 1885
Однако, в современном обществе, живя размеренной тихой жизнью, сложно говорить о мужестве. Страхов, между тем, мы не лишаемся. Их меньше, но они всегда есть. И не всегда есть возможность прямо посмотреть им в глаза. В таких случаях раньше обращались к жрецам или пророкам, к мудрецам и старейшинам, чтобы те мудрым советом могли "исцелить" просящего. С возникновением психоанализа роли мудрейших в данном отношении взяли на себя психологи, имеющие в своем распоряжении великое множество различных теорий и методов избавления от тревог.
Так, Никола Луман считал, что надежный способ избавления от многих страхов является листок бумаги и ручка. Свои волнения всего лишь следовало описать на бумаге и прочитать, после чего должно было придти понимание настоящих масштабов той угрозы, перед которой человек трепетал.
Вернемся к самым истокам. То, что дала нам эволюция для различия угроз, развивалось вместе с нами. Оно распространялось на все новшества, появлявшиеся далее у человека, на все, что приносила история, общество, развитие. Все началось с нас самих, потом мы начали образовывать первые союзы - семья - и теперь “оно” касалось и ее. Мы объединялись в группы, начали называть их поселениями, племенами - “оно" не отставало, и теперь заставляло беспокоиться за все группу в целом и защищать ее. Племена росли, появлялись города, образовывались государства. Параллельно развивались чувства, такие, как чувство собственничества или взаимовыручка и честь. Развивались приемы и методы общения с другими людьми, методы обмена и торговли… “Оно” поглотило и все это. И если изначально главной нашей задачей было сохранить свою жизнь, то теперь все изменилось и есть люди, есть вещи, поступки и, что особенно контрастирует с начальным положением вещей, идеи, ради которых мы не просто можем рискнуть своей жизнью. Мы можем отдать ее. Это в корне противоречит эволюционному понятию о страхе. “Оно” производит впечатление некоторого вируса из научной фантастики, создававшегося изначально на благо общества, и в дальнейшем вышедшего из под контроля. Момент времени, когда “оно” пожрало все вещественное и добралось до таких глубин как идеи ознаменовал наше полное подчинение этому чувству.
Интересно то, что страхи различны по ощущениям и величине. И примечательно, что страхи первобытные и ранние обычно намного сильнее страхов, появившихся позднее. Во многих книгах, таких как "Война и мир", "На Западном фронте без перемен", "По ком звонит колокол" говорится о тех изменениях в человеке, когда он попадает в условия войны. Человек, потерявший самообладание, спокойствие и спасительный наигранный холод видет в себе только тот первобытный слепой страх, что заставляет его бежать со всех ног и убивать все вокруг, если не получается первое. С точки зрения военного строя, это не столь целесообразно и даже опасно на фронте, чем сохранять холодную голову. Поэтому главная сила элитных отрядов СС, Наполеоновской конницы и спартанского отряда состояла в боевом духе и моральном настрое.
С течением истории страх развивался вместе с нами, добираясь до все новых и новых рубежей, охватывая все новые дали. Таким образом не осталось ни одного общепринятого “интерфейса”, связанного с живым существом, чтобы можно было полностью забыть об этом чувстве. Оно спускалось вниз, как паутина, начиная с верхушки постепенно охватывающая все дерево, добираясь до каждой выросшей веточки.
Например, проблема противоречия поступков с устройством сверх-Я, описанная Фрейдом - определенно проблема технологического интерфейса - интерфейса “Я/Я”. К ней могут относиться такие распространенные явления, как смущение, чрезмерная скромность, боязнь проявить инициативу - или же наоборот, страх не достичь желаемых высот, кризис среднего возраста да и все то, что гложет человека относительно своей личности, успехов или характера.
Социо-технологический интерфейс “Я/Тело”, пожалуй, самый наглядный из всех в данном вопросе. В современном обществе существует множество обычаев, традиций и других культурных моментов, заставляющих нас задумываться о том, как мы себя этому обществу преподносим. Первым делом на ум, конечно же приходит вопрос внешнего вида. Существует множество критериев его оценки, и те, кто их не проходит, принимает на себя множество недоверчивых и презрительных взглядов. Мода, практичность, соответствие обстановке - этот список можно продолжать долго. Общество в наши дни еще больше внимания уделяет гигиене, чистоте. В отличие от средних и каменных веков сейчас не принято оставаться немытым по пол-года, а следует наоборот выглядеть чисто и пахнуть свежо. Еще раз скажу, подобных вещей огромное множество. Но тот, кто соблюдает эти “правила элементарного приличия”, не будет отвергнут обществом. Более того, только таких людей оно хотело бы видеть.
Существуют также люди, которые своей внешностью бросают вызов всем современным “стандартам”. Они против них, против “обычая”. Красные волосы, татуировки и пирсинг в немеренных масштабах - ничего из этого не было по началу принято. Но из группы людей, бросивших вызов, такая тенденция переросла в очередную моду, и теперь нельзя сказать, что общество не принимает таких нестандартно выглядящих личностей.
Однако, данный интерфейс относится по большей своей части не столько к тому, что на наших телах, сколько к тому, что внутри них, и какого качества. С развитием технологий и медицины люди стали жить дольше. И чтобы с годами не накапливать различные недуги и болячки, нас стало больше заботить наше здоровье. Существуют тенденции мод к здоровому образу жизни, к вегетарианству или раздельному питанию, к спорту, йоге и правильному отдыху. Люди стали обо всем этом задумываться, и в наши дни, как никогда прежде, об этом постоянно говорится и упоминается.
С ростом тенденций люди стали требовать от своих тел и самих себя большего. Они ходят на тренировки, пытаются улучшить свои результаты. Отойти от этих норм значит отойти от норм общества, что, конечно же, вызывает страх. Как часто от девушек и даже некоторых молодых людей мы слышим об их боязни набрать лишние пару кило? Или чувствуем опасения, что после продолжительного перерыва можем потерять форму, с таким трудом набранную на долгих тренировках? Страх покалечиться или навредить своему телу, определенно, также сюда относится.
Перейдем к следующему, социо-культурному интерфейсу, - интерфейсу “Я/Вещи”. Как уже говорилось выше, с какого-то момента в человеке началось зарождаться чувство собственничества. Это привело к хозяйствам и имениям, к вещам, которые с определенностью можно отнести только к определенному человеку или группе людей, с уверенностью и основанием заявляющих, что данные вещи являются их собственностью. Эти люди, собственники, совсем не хотят того, чтобы у них что-либо отбирали против их воли. Появляется страх “за свое”. Страх быть обворованным, страх сломать, разбить, испортить вещи, принадлежащие им. Этими вещами может быть что угодно: от средств необходимых до того, что им даже не особо-то и нужно. Сейчас, в условиях таких глобальных товарооборотов, одной из наибольших ценностей для каждого человека являются деньги. Валюта - это универсальная вещь - это вещь, как никакая другая связанная с миром человеческих идей, желаний и возможностей - это именно та вещь, которая способна реализовать их по-настоящему. Радость, связанная с получением денег и страх, связанный с их потерей встречаются и проповедуются повсюду. Только глупец не осознает силу финансов в нашем мире. И только немногие понимают все ответственность, за ними лежащую.
Чувство собственничества также способно развиваться, оно кормится тем, что называется, баловство, излишество, и перерастает в нечто злое и негативное, что превозносится обществом, как недуг. Тот страх, связанный с потерей вещи, не так уж и сильно данному человеку нужной, то желание забрать с собой то, что в обозримом будущем тебе не понадобится, чтобы не отдавать это кому-то еще, и то нежелание предоставить самому себе полный и беспристрастный отчет о том, как повлияет твое решение следовать за капризом на того человека, которого ты лишаешь. Это чувство, порожденное эгоистичным страхом, и по сути им и являющееся, называется алчность, жадность, чревоугодие. Таким образом, мы вышли на тропу смертных грехов.
Давайте на минуту оторвемся от интерфейсов и раскроем поглубже затронутую тему. Семь смертных грехов. Гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность и уныние Испокон века каждое поколение сходилось во мнении, что если и есть наказания за какие-то деяния, то наказания за эти не сравнятся ни с чем. Два из них мы уже описали - а именно - чревоугодие и алчность, что напрямую следуют из интерфейса “Я/Вещи”. Из остальных, пожалуй, только гнев я затрудняюсь на данный момент объяснить страхом, будучи уверенным в то же время, что зачастую именно он и вызывает его. Но я не желаю переходить от частного к общему, так как утверждаю, что страх сошел на все частное сверху, и потому только так его и должно объяснять.
Культурно-технологический интерфейс “Я/Другие”, на самом деле, мы рассматривали все это время. Он настолько обширен в данном вопросе, что практически все время мы так или иначе его затрагивали. Все оговоренные страхи, связанные с обществом прекрасным образом подходят и сюда. Плюс ко всему добавляется следующие страхи, связанные с чувствами и ощущениями других людей: страх обидеть кого-то, страх быть обиженным, опасения оскорбить культурные, общественные ценности и прочее, и прочее.
Исследуя поведение страхов со временем можно с уверенностью сказать ишь одно. Страхи были, есть и будут, и они никуда не исчезнут. Напротив, с нашим развитием они все дальше будут развиваться, переходя на все новые сферы наших достижений. За последние полторы сотни лет было сделано множество открытий в области психологии и изучении эмоций, было придумано множество методов и приемов борьбы со страхами. Конечно же, будут появляться еще и еще, будут изобретать машины, лекарства и препараты, направленные на уменьшение, купирование страхов. А так как различных видов страхов становиться будет только больше, заинтересованность в таких разработках будет только расти.