Лев Пономарёв, Людмила Алексеева, Эрнст Чёрный. Пресс-конференция по второму процессу. Фото: А. Налётов
Процесс Ходорковского-Лебедева должен быть немедленно прекращён!
Заявление правозащитников
В центре Москвы - столице европейского государства, считающего себя правовым и демократическим, рядом с площадью, которая так и называется - Европейская, идет судебный процесс, своей нелепостью и антиправовым характером напоминающий одновременно романы Франца Кафки и мрачную практику тоталитарных диктатур. Это уже второй процесс по обвинениям бывших руководителей огромной нефтяной компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, которые с 2003 года находятся в заключении. Еще тогда, сразу же после ареста, и в России, и за рубежом говорилось о многочисленных и грубых нарушениях закона в их деле, начиная с необоснованного избрания меры пресечения. Новые обвинения Ходорковскому и Лебедеву - это шедевр юридического абсурда, напоминание о сталинской манере запугивания общества: повторно - с еще более тяжелыми обвинениями - тащить в суд свои жертвы.
Парламентская Ассамблея Совета Европы, Конгресс США, Федеральный суд Швейцарии и наблюдатели Европейского союза по правам человека четко и однозначно охарактеризовали процесс над Ходорковским-Лебедевым как несправедливый, предвзятый и политически мотивированный, а нарушения прав Платона Лебедева подтверждены Европейским судом по правам человека.
Беспрецедентность процесса привела к решимости взять его под контроль общественности.
В мае 2008 года был создан Международный комитет в защиту российских политзаключенных, в состав которого вошли: Л. М. Алексеева (Московская Хельсинская Группа); С. А. Ганнушкина (Комитет «Гражданское содействие»); С. А. Ковалев (Фонд имени А. Сахарова); Л. А. Пономарев (Общероссийское Общественное Движение «За права человека»); Ю. А. Рыжов, академик РАН; Ю. В. Самодуров, сопредседатель Всероссийского Гражданского конгресса; А. К. Симонов (Фонд защиты гласности); Э. И. Чёрный, секретарь Общественного комитета защиты учёных; Г. П. Якунин (Общественный комитет защиты свободы совести); Вацлав Гавел, бывший президент Чехословакии и Чешской Республики; Рудольф Биндиг, почетный член ПАСЕ, бывший депутат Бундестага. Международный комитет обратился к новоизбранному президенту России Дмитрию Медведеву с призывом помиловать целый ряд российских политзаключенных, включая Ходорковского, Лебедева, Алексаняна и Бахмину. Однако ответа от главы государства не последовало.
В марте 2009 года Международный комитет в защиту российских политзаключенных выступил с обращением к российской общественности. В нем говорилось: «Зло любит тишину и тайну. Мы убеждены, что российское общество должно взять под свой контроль этот процесс, постоянно наблюдать за ним, поддерживать требования соблюдения прав обвиняемых. Мы призываем немного отвлечься от очень важных дел, и обязательно посещать судебные заседания, отмечать все очевидные случаи нарушения прав подсудимых и защиты, открыто выражать свое отношение к процессу».
Уже три месяца идет общественный мониторинг процесса по делу Ходорковского-Лебедева. Судебные заседания посетило несколько десятков видных общественных и политических деятелей, ученых, писателей, деятелей культуры, политологов, представителей бизнеса, юристов, экономистов, журналистов. Мы приложили к нашему обращению отзывы наблюдателей, чтобы каждый мог убедиться в обоснованности наших выводов о сути происходящего.
Наблюдатели отмечают, что доказательства, зачитываемые стороной обвинения, цитируются не полностью, отрывочно, часто искажаются, читаются подряд, без пояснений, к какому эпизоду «преступной деятельности организованной группы» они относятся, и делается это для того, чтобы «занудить, заканцелярить и обессмыслить процесс».
Каждый участник мониторинга дал свою оценку увиденному, однако их мнения о суде над Ходорковским и Лебедевым совпали: «театр абсурда», «процесс абсурда в духе Кафки», «цирк», «маразм», «издевательство», «позорище», «идиотизм», «фантасмагория», «красиво декорированная профанация», «внеправовой произвол», «кошмарная сюрреалистичность происходящего», «стриптиз и агония правящей клептократии», «служилое право».
Основные выводы, которые сделали очевидцы:
Процесс над Ходорковским и Лебедевым является знаковым, он необычайно важен для будущего нашей страны.
Процесс носит абсурдный характер - создается видимость правосудия при его полном отсутствии. Отчетливо прослеживается заказной характер процесса и предопределенность его результатов.
Отсутствует состязательность процесса. Обвиняемые и их адвокаты ограничены в реализации права на защиту.
Несостоятельность и неясность обвинения и представляемых прокурорами доказательств, неподготовленность прокуроров к процессу.
Неэтичное поведение государственных обвинителей.
Мы убеждены, что уголовное преследование Платона Лебедева и Михаила Ходорковского, превратившееся в постыдную пародию на правосудие, должно быть прекращено по инициативнее самого государства, а подсудимые - немедленно освобождены, поскольку по первому приговору они уже отбыли свыше половины срока и вправе рассчитывать на условно-досрочное освобождение.
Процесс Ходорковского-Лебедева стал позором всей страны. Это должны понимать и организаторы процесса, и их закулисные покровители, а также те чиновники, руками которых все это осуществляется. Скрыть происходящее им не удастся.
Мы призываем не только российскую общественность, но и представителей международных правозащитных организаций, политических партий и организаций, представителей дипломатических миссий демократических стран посещать процесс Ходорковского-Лебедева. Пусть всему миру станет очевидна цена правосудия в России. Может быть, это заставит опомниться и государство, и общество.
Мы считаем, что российская и международная общественность должны недвусмысленно дать понять властям Российской Федерации, что новый обвинительный приговор по делу Ходорковского и Лебедева поставит их вне круга правовых государств.
За каждым словом в этом обращении - свидетельства очевидцев.
Мы приводим некоторые отзывы тех, кто своими глазами увидел «хамовническое правосудие».
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы,
Председатель Правления Фонда "В защиту прав заключенных"
Виталий Гинсбург, академик, лауреат Нобелевской премии
Валерий Борщев, член Московской Хельсинкской группы
Сергей Давидис, Союз солидарности с политзаключенными
Лев Пономарев, исполнительный директор ООД «За права человека»
Юрий Рыжов, академик РАН, председатель Общественного комитета защиты ученых
Юрий Самодуров, сопредседатель Всероссийского Гражданского конгресса
Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности
Эрнст Черный, Коалиция "Экология и права человека"
Глеб Якунин, Комитет в защиту свободы совести