О строителе советской Керчи Фалалее Поникаровском

Nov 23, 2016 10:26

Скоро состоится сессия городского совета, на которой будет обсуждаться вопрос об увековечивании памяти Фалалея Николаевича Поникаровского установкой мемориальной доски на доме по улице Первой пятилетки № 62/1, где он жил. Инициатором выступает член общественного совета Керчи Эдуард Михайлович Десятов. Приводим в сокращении его статью 2012 года, посвящённую этому видному керченскому деятелю.



Во все времена и у всех народов благодетели являлись лучшими среди людей, их дела не только ценились, но и пропагандировались с целью улучшения нравов эпохи и воспитания новых поколений. Неслучайно предавшие благодетелей помещены Данте в его «Божественной комедии» не только в самый страшный круг ада, но и в самую бездну этого круга.

В наше время признание заслуг личности - признак цивилизованности общества, потому что именно заслуги отдельных людей и создают ту почву, которая называется культурой. В период глобализации, всемирного сращивания достижений в технике и науке, именно культура остаётся главнейшим признаком самости народа.

Благим делам нужно воздавать должное. Хочу сказать о человеке, которому Керчь обязана очень многим. Невозможно представить себе город без зданий, построенных под руководством Ф. Н. Поникаровского.

Фалалей Николаевич (традиционное русское имя, унаследованное из греческого - в переводе «цветущая маслина») родился 17 февраля 1932 года (умер в июне 2011-го). Выходцы из неизвестного посёлка Опарино Кировской области, все три брата Поникаровских, не только состоялись как личности, но прославили своё родовое гнездо. Младший стал главным инженером у нас, в Керчи, а старший - полным адмиралом флота, войдя в элиту военно-морских сил Союза.

Работая начальником технического отдела треста «Керчьметаллургстрой», Ф. Н. Поникаровский осуществлял надзор за строительством, проводил экспертизу проектов, перерабатывал их, привязывая к конкретным условиям, применял принципиально новые решения, разрабатывал технологии строительства. За суждением этого человека стоял уникальный опыт и глубочайшие знания.

В конце 1950-х годов Крым только недавно был подарен УССР. Отпускаемые Киевом деньги концентрировались в Симферополе и шли прежде всего на нужды областного центра и на обслуживание курортной инфраструктуры. Скудный денежный ручеёк доходил только до Феодосии. Почти полностью разрушенная в ходе войны Керчь представляла из себя жалкое зрелище: 2-, 3-этажные дома, построенные немецкими военнопленными, и многочисленные наспех возведённые бараки. Однако по темпам строительства Керчь стала обходить другие города Крыма. Те деньги, которые не успевал «освоить» (лексикон того времени, снова вернувшийся в нашу жизнь) Симферополь, в конце каждого отчётного года отдавали тем, кто в оставшееся до конца года время мог это сделать. И Керчь была в этом смысле первой, потому что здесь раньше других крымских городов появилась строительная индустрия. Можно сказать, что одну из главных ролей в этом сыграл Фалалей Поникаровский.



Cтали появляться дома и по индивидуальным проектам. Строители знают, какая сложнейшая геология в нашем городе: оползни, подпочвенные воды, из-за которых дома нередко становятся аварийными. Только не те, которые построил Поникаровский: разработанные им фундаменты дешевле, но при этом сейсмостойкие. Поэтому в Керчи, в отличие, например, от курортной Феодосии, стали появляться дома повышенной этажности, а затем и высотные 14-ти этажные. Если какое-либо здание начинало «ползти» и в нём появлялись угрожающие трещины, обращались к Фалалею Николевичу. И он всегда находил самое эффективное и дешёвое решение.



Для руководства города в те времена подпись Поникаровского под проектами значила больше заключений строительных научно-исследовательских институтов. Его советы были весомы и для руководства Крыма, которое не раз давало городу деньги сверх запланированного только под воздействием его аргументов.



Поникаровский сделал для города так много, что это вызывает удивление и восхищение. Стоят, не требуя ремонта, швейная фабрика (за находки в конструкторских решениях которой он получил премию Совета Министров СССР) и бывший Дом быта (ныне налоговая инспекция, здание утратило стиль), универмаг «Чайка», построенный впервые в городе на монолитной плите (его идея) и дворец культуры «Корабел» и ряд цехов завода «Залив», памятник в виде развёрнутого знамени в Подмаячном (его идея) и цех стрелочных переводов с уникальным десятиметровым фундаментом (ниже уровня грунтовых вод) для пресса с усилием 10 тысяч тонн, цех эмальпосуды с трёхэтажным подземным сооружением под ним.



Благодаря его доработкам проекта стала возможным надстройка десятого этажа, что удешевило стоимость жилья. А уникальная, разработанная им скользящая опалубка (самая простая и эффективная из всех существовавших тогда образцов, что было отмечено на форуме строителей в Риге) позволила построить 14-ти этажные дома повышенной сейсмичности на улице Генерала Петрова.



Особняком стоит сложнейший проект по сооружению подземного цеха крупного дробления для ЖРК. Ему пришлось доказывать эффективность своего проекта производства работ, хотя оппонентами были целые проектные институты. Стройка была очень важна, поэтому в качестве судьи в Керчь прибыл заместитель министра добывающей промышленности СССР. Он принял сторону Поникаровского.



С приходом Черненко политбюро решило, что нужно немедленно повышать идейную сознательность советских граждан. В каждом городе предписано было построить дома политического просвещения. В Керчи для этой цели отвели видное место у набережной по улице Свердлова (ныне культурный центр им. Ю. И. Богатикова), рядом с городским комитетом партии. Работать предстояло на предельно малой площади: с одной стороны - гора, с другой - главная дорога. Всё, что завозилось на объект, следовало немедленно ставить на своё место, а сроки были сжатыми. Нужно было идеально организовать производство работ. Для реализации проекта также потребовалось поднимать конструкции такой длины и веса, что ни один из бывших тогда в городе строительных кранов с этим не мог справиться. Все эти проблемы Поникаровский решил, как всегда, изящно и надёжно.



Монументальных памятников, подобных нашим, нигде больше в Крыму не найти. В 1973 году Керчи было присвоено звание города-героя. Талантливым скульпторам и архитекторам были заказаны грандиозные проекты. Амбициозные планы руководства города тех времён были осуществлены во многом благодаря участию Ф. Н. Поникаровского.

Эльтигенский Парус (автор - москвич Леонид Владимирович Тазьба) - уникальный проект не только по сложности реализации, но и оригинальности решения. Но чтобы претворить его в жизнь, нужно было произвести огромный объём строительных работ, на которые ушло 10 лет. В этом проекте консоль (выступающая часть архитектурного сооружения) отнесена от оси на 25 метров. Сложность задачи потребовала и ранее не применявшихся конструкторских решений, сложнейшей и мощной криволинейной опалубки. Завод «Залив» в то время выпускал самые крупнотоннажные в Советском Союзе корабли, поэтому смог справиться с поставленной Поникаровским задачей и изготовил эту опалубку. А уходящий глубоко под землю массивный в виде уступчатой пирамиды фундамент обеспечил необходимую устойчивость. И Парус стоит уже более 25-ти лет и будет стоять.



Второй объект, равного которому нет в Крыму, - Аджимушкайские пилоны. Авторы памятника - киевляне, скульпторы Б. Климушко, Е. Горбань, архитектор С. Миргородский. Этот объект Поникаровский трижды отклонял ввиду его сложности. Пока первый секретарь горкома С. А. Чистов не нашёл слова, заставившие его найти конструкторское решение. Наши грандиозные пилоны создавались не в мастерской и монтировались не составными частями, как это делается везде. Пилоны создавались на месте, а когда были готовы формы, скульптуры бетонировались методом непрерывной заливки. Поэтому они представляют из себя не блочные, а монолитные конструкции.



В последнее время в городе появился ещё один объект, которым Фалалей Николаевич очень гордился. Это «Мега Центр» на центральной улице города. По конструктивности и экономии средств этот объект не имеет себе равных в Крыму. А ещё им были спроектированы и построены водная горка в посёлке Новый Свет и гостиницы в Судаке.

Ему были абсолютно чужды карьеризм и самолюбование. Наоборот, он любил подтрунивать над собой, часто повторяя: «Я от природы ленив, и когда приходится решать задачу, стараюсь сделать так, чтобы как можно быстрее от неё избавиться и больше никогда к ней не возвращаться».

Не только в строительстве был интересен Фалалей Николаевич. Разносторонность его знаний и умений изумляли. По мере продолжения знакомства с ним становилось ясно, что за уверенностью стоит знание. Он своими руками создал катер с парусным снаряжением, сконструировал и собрал уникальный по мощности водомётный двигатель к нему. Он всей душой полюбил наш край: путешествовать с ним по горам Крыма было интересно и поучительно. Однажды во время экскурсии в Новый Свет он в возрасте почти 70 лет нырял со скалы вниз головой у грота Шаляпина с 12-ти метровой высоты, на зависть молодёжи.

Когда он был уже смертельно болен, его друзья настояли, чтобы он оставил после себя хоть частичку своих жизненных впечатлений. И он написал несколько рассказов, некоторые из которых были опубликованы в литературном альманахе «Лира Боспора». Например, в рассказе «Гибель колокольни» он живо вспоминает, как в детские годы был свидетелем разрушения в родном посёлке недавно построенной деревянной церкви, но не осознавал тогда трагедию уничтожения памятника русского деревянного зодчества.

День Победы был главным днём года для него, нашу традицию празднования на Митридате он соблюдал свято, и даже, будучи уже обречённым жестокой болезнью, не изменил этому и в последний год своей жизни поднялся на гору.

Чувство благодарности к благодетелям города нужно воспитывать в каждом керчанине с самого раннего возраста, с детского сада. Только тогда можно улучшить нравы. И труды Фалалея Николаевича Поникаровского вполне достойны стать таким примером.

________________
К словам Э. М. Десятова хотелось бы всё-таки добавить, что в деле увековечения памяти о наших современниках в мемориальных знаках необходимо выдерживать достаточно продолжительный срок, который позволил бы объективно оценить результаты жизни того или иного деятеля.

Период активного строительства Керчи как промышленного города, когда и проявились столь ярко таланты Ф. Н. Поникаровского как инженера, шло масштабное и беспощадное уничтожение исторической застройки царской эпохи. Сносились целые районы города, были утрачены десятки прекрасных и всё ещё крепких зданий, которые были достоянием Керчи и символами имперского прошлого. Среди них Александровская гимназия (Желябова), дом Фельдштейна и вся улица Кирова в этом районе, дом Домгера, территория с кладбищем у церкви Иоанна Предтечи (поднимался вопрос сноса самой церкви). Проводили это в жизнь председатель исполкома Валентин Фёдорович Дубов (1963-1982) и первый секретарь Керченского горкома КПУ Сергей Александрович Чистов (1974-1984). Заданный ими импульс разрушения знаковых дореволюционных строений сохранялся и после гибели советского государства. Достаточно вспомнить, что уже в период украинской независимости были снесены здания бывшей немецкой кирхи и гимназической церкви, полностью утрачен облик почтового переулка и так далее.

Конечно, эти преступления по отношению к русскому наследию и народной памяти лежат на их совести и имеют лишь косвенное отношение к талантливому строителю советских зданий Фалалею Николаевичу, который главными задачами своего труда ставил эффективность затрат. Тот же универмаг «Чайка» появился на месте уцелевшего в годы войны квартала, где находилось, в частности, здание городской думы и центральная гостиница, а «Мега Центр» вышел своим диссонирующим стеклянным фасадом на улицу XIX века, бывшую Воронцовскую.

Поэтому было бы правильнее почтить память Ф. Н. Поникаровского за конкретные неоспоримые дела на пользу города, например, в музеях защитников Аджимушкайских каменоломен, Керченско-Эльтигенской десантной операции, культурном центре им. Богатикова и так далее.

Материал в сокращённом и изменённом виде приведён на ресурсе kerch.info.

памятник, Керчь, изображения, достопримечательности, люди, Аджимушкай, война, фото

Previous post Next post
Up
[]