Разработка проекта
20 сентября 2000 года, сразу после закладки, городской архитектор А. А. Сальников сообщал участвующим сторонам, что для дальнейшего строительства часовни необходимо разработать проект, соответствующий епархиальным требованиям по строительству храмов, сообщённых архиепископом Лазарем письмом от 13 января 1998 года, а также согласованный в установленном порядке с историко-культурным заповедником, Министерством культуры, Комитетом по охране памятников и керченским градостроительным советом.
Под руководством директора частной фирмы «Керчьпроект» архитектора Владимира Николаевича Кусницына был разработан эскиз часовни в честь 2000-летия Рождества Христова, который был рассмотрен на архитектурном совете в исполкоме в 2001 году и затем получил одобрение архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря.
Довольно типичный для современного храмоздательства проект носил лишь идейную преемственность, не имея никакого внешнего сходства с часовней над прахом И. А. Стемпковского. Он предусматривал сооружение оштукатуренного здания простых форм с золочёным куполом и равносторонним основанием, внешние размеры которого составляли 8,4×8,4 м, а внутреннее пространство имело площадь 30,5 м2. Высота сооружения достигала примерно 18,5 м без учёта креста. Три стороны часовни были декорированы выступающими арками и двумя, одно над другим, витражными окнами. С северной стороны после трёхступенчатого уступа располагалась дверь высотой 4 м и шириной 1,2 м, над которой размещалась полукруглая остеклённая фрамуга, а ещё выше - круглое окно. Купол опирался на лёгкий барабан с 8 оконными просветами по периметру. Интерьер часовни на чертежах не был представлен.
По какой-то причине этот проект затем неоднократно пересматривался. Вероятно, он не прошёл экспертизу в других инстанциях. Всю картину происходившего сейчас восстановить сложно ввиду того, что после ухода на пенсию Анатолия Александровича Сальникова, занимавшего пост главного архитектора Керчи с 1989 по 2008 годы, оставленные им в управлении градостроительства личные материалы по часовне не сохранились и вместе с его первоначальными эскизами и документацией были утрачены.
Вначале, по желанию архиепископа Лазаря, в часовне появился иконостас и были убраны три обрамляющие стены из опасения, что стоящее в одиночестве здание, при котором не предполагалось содержать смотрителя, в лучшем случае станет пристанищем для нищих и будет обезображено. Вряд ли такие доводы были оправданы, ибо открытый интерьер был бы ещё сильнее подвержен как негативному воздействию окружающей среды, так и вредительству любого праздного прохожего. Очевидно, что решением дилеммы должно было стать строительство церковного сооружения, отпираемого лишь по особым случаям.
Затем, по желанию городского головы О. В. Осадчего, предприятие «Керчьпроект» разработало ещё один вариант, стремясь приблизить экстерьер к часовне на могиле И. А. Стемпковского. Но сходство оказалось довольно условным, при этом на черновых рисунках здание классической архитектуры почему-то было увенчано золочёным куполком.
Это предпроектное предложение было также выполнено в первоначальном закрытом и окончательном открытом видах. Одновременно по заданию городского головы фирмой «Керчьпроект» был разработан план комплексного благоустройства вершины Митридата, который сохранился в нескольких вариантах и предполагал укладку большой территории плиткой, разбивку цветников, облицовку гранитом парапетов по периметру мемориального комплекса, установку скамеек и балюстрады вдоль юго-восточного края площадки.
После этого город, взявший инициативу в свои руки, предъявил меценату требование финансировать не только строительство самой часовни, которое на тот момент оценивалось в миллион гривен, но и весь проект благоустройства прилегающей территории, что предусматривало в несколько раз более высокие затраты. Новые условия вынудили благотворителя отказаться от предложенной им помощи. Это была одна из ключевых вех в истории вопроса строительства часовни, который был закрыт на десятилетие вследствие чрезмерных требований и неуступчивости мэра.
Позже появился ещё один проект, самостоятельный, созданный в 2008 году Виталием Валерьевичем Тимофеевым, который некогда в течение года был сотрудником в фирме «Керчьпроект». Работа была выполнена в дань памяти родному городу, имела некоторое сходство с часовней Стемпковского, но тоже достаточно отдалённое. Площадь внутреннего пространства составляла 5,5×5,5 м и значительно превосходила 3,5×3,5 м у исторического образца, высота же почти соответствовала оригиналу. Портики, но менее выраженные, появились со всех сторон, вместо только восточной и западной. Было и множество других отличий. Но проект, вероятно, можно считать наиболее удачным из предложенных на тот момент, хотя он обладал скорее стилистическим, чем историческим сходством.
Лишь в 2009 году Олег Владимирович Осадчий возвратился к мысли закончить начатое. Первым решением городского головы стало воссоздание точного облика памятника, превращённого в руины во время Великой Отечественной войны и окончательно снесённого в первые годы после освобождения города от немецкой оккупации. Старая часовня выгодно отличалась по своей красоте и величию форм от всех предложенных проектов, а потому можно лишь приветствовать желание возродить святыню именно в первозданном виде.
Основанный городскими властями фонд «Благоустройство Керчи», через который осуществляется большинство строительных мероприятий в городе, разместил заказ на разработку нового проекта в киевском Научно-исследовательском институте истории архитектуры и градостроительства. Работы проводились архитекторами Олегом Фёдоровичем Лыхварём, Галиной Петровной Александровой, Евгением Юрьевичем Донукисом, инженером-конструктором Игорем Васильевичем Вороновым под общим руководством главного архитектора Сергея Борисовича Юрченко.
В поданном С. Б. Юрченко в мае 2010 года прошении на имя митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря значилось:
«Ваше Высокопреосвященство митрополит Лазарь, испрашиваем Ваше архипастырское благословение на осуществление строительства часовни на горе Митридат в городе Керчи по проекту, разработанному научно-исследовательским институтом истории архитектуры и градостроительства (Киев).
Часовня в память градоначальника Ивана Алексеевича Стемпковского была сооружена над его могилой на вершине горы Митридат в 1834 году. Наряду с ней в следующем году на склоне горы было построено монументальное здание музея древностей в классическом стиле, которое, будучи разграбленным неприятелем, после Крымской войны было обращено в православный храм. Оба эти сооружения составляли особый архитектурный ансамбль центральной возвышенности города. В годы Великой Отечественной войны часовня-памятник сильно пострадала и находилась в полуразрушенном состоянии, а в последующем была уничтожена. Здание же бывшей церкви представляло собой живописные руины, оно простояло значительно дольше в ожидании реконструкции, но в 1959 году было снесено.
В 2010 году керченским самоуправлением намечается восстановление на благотворительные пожертвования горожан одного из зданий, входивших в единый комплекс, - часовни в память Ивана Алексеевича Стемпковского. Реконструкцию сооружения институт проводил по сохранившимся фотографиям, сделанным с натуры, которые дают достаточно точное представление об архитектурных формах воссоздаваемого объекта. Сложность работы заключалась в отсутствии первоначальных строительных чертежей или эскизов и метрических обмеров здания, кроме фундамента.
Для восстановления облика часовни использовался метод стереофотограмметрической реконструкции, предоставляющий возможность на основании не менее двух фотографий получить точные пропорции элементов и деталей здания. Дальнейшая работа над проектом велась с использованием полученных фотограмметрических чертежей. В решении поставленной задачи эта методика вряд ли имеет себе альтернативу в настоящее время. Однако в связи с тем, что в качестве исходного материала можно было опираться лишь на фотографии внешнего вида часовни, оказалось невозможным воссоздать интерьеры - их можно будет запроектировать, лишь используя объекты-аналоги.
Внутреннее убранство часовни должно соответствовать позднеклассицистической стилистике всего здания, включая киоты и осветительные приборы (небольшое паникадило, бра). Росписи желательно также выполнить в академическом стиле. Стоит отметить, что внутреннее обустройство часовни выходит за рамки данного проекта, но институт готов выполнить эту работу, если поступит соответствующая заявка от городского управления архитектуры и градостроительства.
Проект прошёл предварительное согласование с органами городской власти Керчи».
Указанное обращение было передано архипастырю через благочинного Керченского округа протоиерея Владимира Краплина, содержало чертежи, визуализации внешнего облика часовни и следующее описание проекта:
«Архитектура здания решена с использованием классического греческого ионического ордера, в своём основании имеет квадратную форму. Внешняя сторона каждой стены украшена декоративным арочным углублением в виде глухого проёма, с обеих сторон которого расположены полуколонны, поддерживающие фронтон и антаблемент. Углы строения акцентированы трёхчетвертными колоннами.
Западный и восточный фасады оформлены дополнительно двухколонными портиками. Все четыре фронтона накрыты двухскатными крышами, образующими крестообразную объёмно-пространственную композицию. Средокрестие отмечено уступчатым пьедесталом, на котором помещено круглое основание с профилем в виде скоции, увенчанное христианским четырёхконечным крестом. По углам крыши размещены акротерии с изображением пальметты.
Помещение имеет единственный вход с западной стороны, ширина которого составляет 1,44 м, а высота 4,46 м. Специалисты института полагают, что первоначальная дверь была высокой. Воссоздание столярного заполнения проёма предлагается выполнить в стилистике позднего классицизма - в виде двухпольных глухих филёнчатых дверей с полукруглой остеклённой фрамугой вверху.
Стереобат здания имеет высоту около полуметра и состоит из трёх ступеней, однако пол часовни приподнят ещё на четыре ступени (или 0,64 м) от уровня стилобата, на который опираются базы колонн. Таким образом, уровень пола отстоит от фундамента на высоту 1,12 м.
Общая высота сооружения (без креста) - 9,5 м от фундамента.
Площадь внутреннего пространства - 12,4 м2 (3,52×3,52).
Высота помещения (свода не имеет) - 5,7 м».
При отсутствии первоначальных чертежей можно сказать, что институту удалось очень близко и в деталях воссоздать внешний облик церковного сооружения, запечатлённого на старых фотографиях. Не хватает лишь большого сквозного креста в стене, обращённой к Керченскому заливу, запечатлённого ещё на рисунке 1853 года архитекторского помощника Шмакова и упомянутого в очерке генерал-майора Ивана Романовича Ховена, побывавшего в Керчи в 1868 году. Но данный архитектурный элемент на восточной стене можно воссоздать при строительстве.
12 мая 2010 года на профильном чертеже владыка соизволил поставить епархиальную печать и надписать своё благословение.
Часть 1,
Часть 2, Часть 3,
Часть 4