Технология мощения из бетонных элементов, как один из немногих
новаторских способов строительства, лишь недавно стала доступной
инженерам и архитекторам. Эволюция покрытия из бетонных элементов берет
свое начало от замены каменного, деревянного и кирпичного элементов
мощения до появления современной формы конструкции дорожного покрытия. А
именно тротуарной плитки.
Покрытие из каменной брусчатки
Ранние
городские дорожные покрытия были заключены булыжниками диаметром от 100
до 150 мм и добывались со дна рек находившихся поблизости. Для того,
чтобы заполнить промежутки между брусчаткой, использовался грубый песок.
Там, где булыжники были недоступны, иногда использовались гигантские
дорожные элементы - карьерные камни прямоугольной, пятиугольной или
шестиугольной формы. И сейчас тротуарная плитка имеет разнообразие в
форме. И булыжник, и карьерный камень обеспечивали очень грубую и
неровную поверхность, в отличие от современной плитки, и до XVIII в.
были заменены покрытиями из каменной брусчатки. Такая брусчатка, как
правило, была добыта из гранита, хотя в Америке использовались базальт,
песчаник и даже известняк.
Покрытие из каменной брусчатки
традиционно заключалось по прямой или по косой линии, так, чтобы ряды
брусчатки были заключены в поперечном направлении или на 45 от оси
дороги. В последнем случае использовались пятиугольные камни, известные в
разговорной речи под названием "Епископская шляпа ". Оба узора
требовали, чтобы брусчатка была тщательно отшлифована, а сейчас
тротуарная плитка изготавливается с ровной поверхностью, но все же
шлифуется и обрабатывается. Согласно этим требованиям возникло много
предложений по стандартизации размеров камня и его соответствия других
видов поверхностей. Как правило, толщина брусчатки колебалась между 90 и
180 мм.
Отличие от современной тротуарной плитки
Требование
тщательного шлифования камней понесла за собой необходимость сохранять
узкие щели между брусчаткой, как и современная тротуарная плитка. При
высококачественном камне можно было достичь толщины щелей между
брусчаткой менее 10 мм. Однако производство таких камней было не
дешевым, и поэтому использовались менее качественные камни, толщина швов
между которыми достигала 20 мм. В ХХ в. стали использовать жесткое
объединение брусчатки. В некоторых странах для этого испытан цементный
раствор. Но это было осуждено из-за необходимости закрывать объект
мощения от дорожного движения, пока раствор не застынет, а также по
причине невозможности выполнять подземные работы. Кроме этого,
считалось, что использование раствора увеличивало шум от движения
транспорта. Иногда возникали попытки изменить раствор на такой, который
содержал до 15% асфальта. Однако, как правило, нижняя часть швов была
заполнена песком, а верхняя часть (40 мм) заливалась смесь из
известкового порошка и 30-40% примесями асфальта.
Тротуарная плитка выгодно отличается от старых дорожных покрытий и ровностью, и толщиной между швами, и простотой установки.
Источник:
http://uapress.info/stati-i-obzori/istoriya-trotuarnoy-plitki