Среди представленных на авиасалоне самолетов мое внимание привлек самолет Zenith CH 750, представленный компанией «Sila 1 Aircraft». Для любителей авиации этот проект хорошо известен - один из наиболее распространенных в мире самолетов для любительской постройки. Тысячи самолетов этой фирмы летают на разных континентах. У нас, в России, есть самолеты как построенные по чертежам, из наборов, так и клоны, прошедшие глубокую модернизацию. В данном случае представлен самолет, собранный из оригинального КИТ-набора с двигателем Rotax-912.
Самолет отличается широкой кабиной с хорошим обзором. В представленном на выставке экземпляре применена система управления с обычными ручками управления.
Как вариант на этом проекте есть система управления с Y-образной ручкой управления. Последняя более удобна с точки зрения удобства посадки в кабину. Удобство ее применения для обучения обсуждалось на многих профильных сайтах.
Приборная доска представлена в классическом варианте: «будильники» плюс GPS
Представленный вариант самолета выполнен без финишного лакокрасочного покрытия. Данный вариант - это хорошее решение для сборки в гараже. Экономия средств, упрощение технологии и, наконец, убыстрение производства.
Однако таким образом принятые производственные решения весьма спорны, если не сказать больше. Самолет изготовлен из алюминиевых сплавов, их коррозионная стойкость высока, но в нашем климате, весьма влажном, на мой взгляд это не совсем правильное решение. Защита все же нужна!
Самолет имеет хорошие, если не сказать уникальные, характеристики короткого взлета и посадки и, как следствие, невысокие летно-технические характеристики крейсерского полета. Поэтому нельзя избегать нанесения лак-красочного покрытия для улучшения, хотя-бы местной аэродинамики, так как поверхность листов из алюминиевого сплава весьма шероховата и, к тому же, способствует налипанию травы из-под колес, и насекомых.
В самолете применяются стальные сварные узлы. В частности, на снимке показан узел навески руля высоты, кстати тоже не окрашенный. А вот это является грубейшим нарушением технологии! На самом узле с внешней стороны заметно появление ржавчины! Интересно, в каком состоянии будет этот узел после зимы?
Начинания и предложения компании весьма интересны и востребованы на нашем развивающемся рынке малой авиации. Удачных ей полетов!!!
Сайт производителя КИТ-наборов:
http://www.zenithair.com/Страница, посвященная данному проекту:
http://www.zenithair.com/stolch750/index.htmlСайт компании, собравшей самолет:
http://sila1.ru/