Всего через несколько дней после успешной AirVenture 2022, на которой было представлено несколько интересных новых самолетов, в том числе новейший высокоплан Van's RV-15, компания Sonex Aircraft провела 90-минутный вебинар, на котором обсуждалась ее новая разработка - двухместный высокоплан Sonex Highwing или Sierra Hotel. Именно об этом проекте была статья главного редактора ведущего журнала самостоятельных строителей самолетов KITPLANES Марка Кука, опубликованная на сайте 16 февраля 2023 г. Об авторе: он занимается авиационной журналистикой более 30 лет, имеет налет четыре тысячи часов на 150 типах самолетов, самостоятельно построил два комплекта самолетов: Aero Designs Pulsar XP и Glasair Sportsman 2+2, и в настоящее время летает на GlaStar 2002 года постройки.
Владелец компании Марк Шайбле говорит, что он «в восторге» от проекта и очень скоро надеется, что компания начнет изготавливать детали самолета. Планируется показать построенный Highwing на выставке AirVenture 2023: макет или не летающий прототип. Это вызвано тем, что у Sonex есть двухместный реактивный самолет, который нужно достроить, а также оборонные контракты, которые нужно выполнить.
Заявляя привлекательные ЛТХ, компания не хочет противопоставлять новый высокоплан классическим самолетам КВП типа Piper Cub, которые уже представлены на рынке. Вместо этого Sonex надеется предложить в этой категории скоростной спортивный самолет с крейсерской скоростью 256 км/ч.
Как и ожидалось, самолет будет соответствовать требованиям LSA. Некоторые другие опубликованные характеристики включают размах крыльев около 8 м, что на 1,2 м больше, чем у Sonex. Площадь крыла составляет 11 кв. м., чтобы выдержать самолет массой 600 кг (при максимальной полной нагрузке) с расчетной скоростью сваливания всего 74 км/ч. Здесь все решает малый вес, поскольку у самолета, похоже, нет высокоэффективной механизации, а обычные закрылки будут иметь электропривод.
Выбор двигателей будет большим: от 80 до 130 л. с. Эти двигатели включают AeroVee собственного производства авиаконверсия Volkswagen (включая турбовариант), Jabiru 3300 , серию Rotax 9XX и UL Power UL350iS мощностью 130 л. с. Компания стремится к весу пустого 327 кг, поэтому выбор двигателя и винта здесь будет иметь решающее значение.
Стало ясно, что крыло самолета будет свободнонесущим, а центроплан будет проходить через кабину, перед пилотом и пассажиром, как у Helio Courier. Лобовое стекло упирается в крыло сразу за передней кромкой, а большое остекление на потолке позволит избежать ощущения скованного пространства.
Марк Шейбл использовал большую часть вебинара, чтобы описать различные варианты самолета и даже опубликовал пару опросов, чтобы оценить интерес потенциальных покупателей. Самолет будет предлагаться как с носовым колесом, так и с хвостовым. У первого прототипа скорее всего будет носовая стойка и в компании заявили, что этот вариант будет тяжелее примерно на 3 кг.
Самолет будет производиться в виде комплекта, как E-LSA и как полностью завершенный S-LSA, при этом его удобно разбирать для транспортировки. С этой целью крылья будут иметь стыковые узлы у борта фюзеляжа, что позволит их относительно легко снимать, но это не предназначено для ежедневной процедуры, как например на планерах. Кстати, в крыльях будут расположены только дополнительные топливные баки. Основной пластиковый топливный бак, традиционно для самолетов Sonex, будет расположен между двигателем и приборной доской и иметь емкость 76 л., а пара дополнительных в крыльях по 19 л. Все баки питают двигатель самотеком - Sonex любит простоту: «гравитация никогда нас не подводила», - отметил Шайбл.
Так что, если Sierra Hotel не идет в ногу с самолетами КВП, зачем компании делать высокоплан? Множество причин, в том числе более легкий доступ в салон, больше места в салоне (107 см в ширину в плечах), большая вместимость для багажа (до 27 кг) и более легкий доступ к нему. В соответствии с этим Highwing будет иметь двери, увеличенные в нижней передней части, чтобы освободить место для ног, а относительно низкие стойки поможет снизить высоту пола кабины относительно земли. Sonex Highwing будет аналогичным по размерам австралийскому самолету Jabiru, в котором вы «ныряете» под крыло, чтобы сесть в самолет. Было любопытно узнать, как Sonex собирается соединить крыло с остальной частью самолета. В конструкциях с высокорасположенным крылом и подкосами передняя стойка фюзеляжа испытывает большие нагрузки как от крыла, с одной стороны, так и от подкоса с другой. В случае свободнонесущего крыла, с центропланом, фюзеляж как бы «свисает с крыла», поэтому конструкция передней стойки может быть немного проще. В этом случае внутренняя и внешняя несущие обшивки скрепляют комбинацию элементов коробчатого и L-образного сечения.
На макетах интерьера Sonex были показаны варианты управления - две традиционные ручки управления самолетом перед каждым сиденьем, а также одна центральная ручка между сиденьями. Компания провела опрос по этому поводу. Центральная ручка выиграла 55% против 44%. Один процент, очевидно, хочет иметь оба варианта.
В любом случае два РУДа расположены снаружи с обеих сторон, а с электрический привод закрылков избавляет в необходимости поиска места для ручки выпуска закрылков. Доступ в багажное отделение, по-видимому, будет осуществляться через откидные и регулируемые спинки сидений.
Многие другие детали обсуждались на вебинаре. Рассматривается вариант применения спасательного парашюта. Производство, вероятно, будет состоять из комплектов стандартной конфигурации, комплектов для быстрой сборки и полностью собранной версии S-LSA. Sonex также подтвердила, что от ранее рассматриваемой версии с V-образным хвостовым оперением отказались.
И немного от себя. В последнее время заметна тенденция, когда компании, традиционно длительное время являющиеся приверженцами классических низкопланов, расширяют линейки производимых самолетов именно высокопланами. Например, уже упоминающийся в статье Van's RV-15, а также южноафриканский Sling High Wing. Давайте разберемся: в чем причина такой тенденции. Я бы сказал, что даже не тенденции, а вечного спора конструкторов и пилотов - что лучше: высокопланы или низкопланы.
Пилоты бывают разные и по возрасту, и по комплекции. И самолеты имеют разное назначение. Одни - это транспортное средство: сел и перелетел. Другие - спортивные и пилотажные. Третьи - специального назначения. Отсюда и требования к компоновке. В общем случае высокопланы обеспечивают большее удобство посадки пилота и пассажира в самолет. Нет необходимости залазить на сам самолет. Прямо с земли вы садитесь на сидение и потом ставите ноги на педали. Лучший вариант со штурвалом, как у Cessna или с центральной ручкой управления, как у Zenith STOL. РУД при этом либо один центральный как у Cessna, либо два по бортам, как у Zenith STOL. Вариант с двумя ручками также распространен, но в случае посадки через двери, есть определенные неудобства. Также более удобен доступ к багажному отсеку позади сидений пилота и пассажира: можно как из кабины, так и через отдельную багажную дверь, если хотите. При этом доступ к багажу прямо с земли. У низкоплана либо через багажную дверь, либо через весь салон.
Как заявляют в компании Sling, они разработали свой высокоплан как раз по запросам более старого, менее гибкого и более крупного клиента, который сказал: «Если вы построите самолет с высокорасположенным крылом, в который будет легче садиться, я куплю его!».
Что касается обзора. Несомненно, у высокоплана в горизонтальном полете обзор вниз лучше: не мешает крыло. Но это важно, скорее всего, для пассажира, наблюдателя или фотографа. В случае выполнения эволюций, например виража, высокорасположенное крыло отнимает два сектора обзора, которые расположены практически на уровне глаз. Отсюда и окна в крыше, да и сама стеклянная крыша. Низкоплан в данном случае имеет, несомненное преимущество практически кругового обзора.
Конструктивно низкопланы проще, ведь все силовые элементы проходят близко друг от друга, что упрощает и облегчает конструкцию. Но учитывая, все уменьшающуюся стоимость конструкции планера в структуре цены самолета и существенное облегчение пустого самолета за счет современных материалов и легкой авионики, это преимущество нивелируется.
Тем не менее, я рад, что в так называемой легкой авиации или АОН на наших глазах происходит развитие по спирали и становится все больше новых, или хорошо забытых старых, самолетов…