Проходя среди самолетов, вертолетов, планеров, автожиров, ракет и космических кораблей в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, в Центре имени Стивена Ф. Удвара Хэйзи я не смог не заметить маленький самолет в весьма пестрой окраске! Да это же наш Су-26М, одноместный спортивно-пилотажный самолёт разработки ОКБ Сухого!!!
Самолет определил концепцию современного спортивно-пилотажного самолета, благодаря применения ряда технических решений:
Первый в мире спортивный самолёт, изначально рассчитанный на эксплуатационную перегрузку в 12g; разрушающая перегрузка составляет 23g.
Впервые среди самолётов такого типа оснащён креслом с большим наклоном спинки (45°), что позволяет легче переносить высокие перегрузки.
При создании спортивного самолёта конструкторы опирались на использование в основном композиционных материалов: их доля в весе конструкции превышает 50%.
Традиционный сварной ферменный фюзеляжа, но из труб высокопрочной нержавеющей стали (ВНС-2).
Симметричный аэродинамический профиль специально разработан для этого самолета. Особенностями профиля являются:
а) аэродинамическое поджатие - небольшая вогнутость в районе элерона, что позволяет повысить эффективность элеронов;
б) несколько более острый, чем обычно, носок. Такой носок профиля крыла дает возможность сократить время реакции машины на действия рулями, самолет становится более "чутким" и резким в управлении, четче выполняет "фиксации" и остановки вращения.
Представленный в музее Су-26М был построен 1990 году, серийный номер 02-05: 5-й самолет во второй партии серийных Су-26М. В 1990 и 1991 годах на нем летали члены сборной по высшему пилотажку: Николай Тимофеев, Сергей Боряк, Светлана Капанина и Елена Климович. После выполнения 222 полетов самолет был помещен на хранение с целью передачи для дальнейшей эксплуатации в один из из аэроклубов России.
Он так и оставался на на хранении, пока не была куплен в 1998 году американским пилотом Джерри Молидором, корпоративным пилотом Anheuser-Busch (это пивоваренная компания, известная, прежде всего, пивом Budweiser). Самолет имел налет 91,5 часов, что было одним из самых низких налетов в семействе Су-26 того времени.
Самолет был перекрашен и дооборудован в США и Джерри Молидор летал на нем в соревнованиях и на авиашоу до сентября 2001 года. В 2003 году компания Anheuser-Busch пожертвовала самолет в музей.
Вот так, практически незаметно, стоит наш Су-26М под крылом Bieing 367-80 (прототипа 707-го). А над ним “летают” планеры и другие пилотажники...