Посматривая, в который раз, фотоснимки из Ошкоша, который мы посетили десять лет назад, я обратил внимание на один кадр, вот этот, вверху. Что меня заставило его сделать? На снимке совершенно несовременный самолет, постройки, судя по компоновке и облику, периода между великих войн. Конечно же данный экземпляр отличало качество изготовления и внешней отделки. Занявшись более детальным узучением этого снимка, я с великим огорчением для себя, понял, что не уделил самолету достаточно фотографического времени и неотснял традиционный в таких случаях walkaround...
Небольшое отступление. Возвращаясь из Ошкоша в моем багаже, в чемодане, который предназначен для багажных полок в салоне, половина объема была отведена на книги, журналы и чертежи из Ошкоша. Среди них было современное переиздание вот этого амениканского журнала 1932 года. Журнал посвящен любительской постройке самолетов и планеров. В одном из номеров была статья с чертежами, предназначенная для постройки как раз того самолета, фото которого вы видете выше.
Итак, это не просто маленький двухместный самолетик. Это самолет Air Camper - один из первых самолетов, проект которого предназначен для любительской постройки.
В 1928 году инженер из Миннесоты Бернард Питенпол построил и облетал самолет собственной конструкции. Это был цельнодеревянный одноместный моноплан с обшивкой из фанеры и полотняной обтяжкой крыльев. Колёса шасси были взяты от мотоцикла, моторама сварена из труб. Винт вращал четырёхцилиндровый двигатель водяного охлаждения. Самолёт полетел и летал очень хорошо, в течение первых двух месяцев они налетали более пятидесяти часов. Бернард Питенпол не был новичком в лётном деле, он начал учиться летать в начале 20-х годов, сначала на самолёте Curtiss Jenny, а в 1923 году сконструировал и построил свой первый самолёт Sky Scout с двигателем Sky Scout Ford T. Питенпол изучил конструкцию самолёта Curtiss Jenny, она показалась ему излишне сложной, и он поставил перед собой задачу, сконструировать и построить построить самолёт, который обладал бы приемлемыми лётными характеристиками, при применении стандартного автомобильного двигателя, мог быть построен из дешёвых и доступных материалов, с минимумом металлообработки и сварки. Новый самолёт Питенпола, в течение пяти лет претерпел несколько модификаций, он стал двухместным, изменилось шасси, был установлен двигатель Ford А. Окончательно дизайн самолёта получивший к тому времени название был завершен в 1934 году. С 1933 года Питенпол пытался производить свой самолёт в виде наборов, на маленьком заводе в штате Минесота. Конструктор не делал секрета из своих разработок, в 1932 году он опубликовал чертежи своих самолётов в журнале. Любители авиации во всём мире оценили простоту изготовления и надёжность этих удачных машин. Самолёты Air Camper строились и продолжают строится самодеятельными конструкторами во всём мире до настоящего времени. Во время войны Питенпол работал лётным инструктором, а также ремонтировал телевизоры. После войны конструктор вернулся в авиационный бизнес и продолжал строить самолёты. В начале шестидесятых он приспособил для Air Camper лёгкий и надёжный двигатель воздушного охлаждения от автомобиля Chevrolet Corvair. С этим двигателем самолёт получил новое дыхание, несмотря на появление новых типов и конструкций, любители авиации продолжали строить самолёт Питенпола. С 1928 по 1966 год сам Питенпол построил более двадцати самолётов. Питенпол был активным участником начавшихся в 1953 году авиашоу, проводимых под эгидой ЕАА, в Ошкоше. Он имел в Ошкоше собственный деревянный ангар, который наследники после его смерти в 1984 году передали в дар музею ЕАА. В настоящее время все еще можно
купить чертежи самолета и даже набор заготовок для строительства.
Фото оригинального самолета постройки 1933 года и его силовая установка в авиационном музее в Ошкоше.
Для тех, кто заинтересовался проектом, рекомендую
замечательный пост, посвященный самолету, рано ушедшего от нас авиационного фотографа Сергея Рябцева.
Несколько моих наблюдений. Самолет двухместный и в этом его практичнось. При всей своей архаичности, на первый взгляд, конструкция самолета тщательно продумана. Она простая, как авиационная модель. Помните, как в 70-е годы можно было купить наборы для постройки? При этом, в результате строительства вы получаете двухместный безопасный самолет. У него прямое, без V-образности и стреловидности крыло, которое имеет безопасные срывные характеристики за счет корневого срыва потока и сохранения управляемости элеронов. Одинаковые нервюры собираются по одному шаблону. В классическом варианте деревянный ферменный фюзеляж с тканевой и фанерной обшивками. Есть вариант более современного сварного фюзеляжа из стальных тонкостенных труб. Шасси дибо деревянное либо стальное сварное. Стойки пилона крыла из стальных профилированных труб прямой формы, что делает простыми конструктивно стыковые узлы. Оперение деревянной конструкции. Все управление троссовое. Основная кабина задняя. Доступ в нее обеспечивается за счет откидной вперед хвостовой части центроплана. Доступ в переднюю кабину, по моему мнению, весьма затруднен. В некоторых более поздних самолетах для этого делают небольшую дверь по правому борту. Основной вариант силовой установки - конвертированный двигатель Ford A.
Ниже приведу сканы статьи, из привезенного журнала. Чертежи и описание конструкции самолета и его силовой установки. Фото страниц кликабельны до большего размера, позволяющего сохранить их и распечатать.