Продолжение экспозиции начнем с первого проекта индийской самолетостроительной компании Hindustan Aeronautics Limited: HT-2 - двухместный учебно-тренировочный самолет. Производство начали в 1953 году для ВВС и ВМС Индии, где он заменил de Havilland Tiger Moth. Самолет оснащался поршневым двигателем Cirrus Major III мощностью 155 л.с. Отличительной особенностью самолета является цельнометаллическая конструкция даже в тех местах, где традиционно, с целью экономии веса, простоты производства и ремонтнопригодности применяется мягкая тканевая обшивка, то есть: рули, элероны, закрылки и залонжеронная часть крыла. Некоторые интернет-издания отмечают, что данный проект брал за основу de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk. Вряд ли в любом двухместном тандеме с нижним расположением крыла, неубирающимся шасси с хвостовой опорой, оснащенным перевернутым рядным поршневым двигателем можно признать "канадский бурундук", тем не менее, всего было построено 172 самолета, которые состояли на вооружении до 1990 года.
Как указано на прилагаемой табличке, это - русская ракета. Вряд ли так можно охарактеризаовать советскую ракету морского базирования дальностью 25 км при весе 700 кг, предназначенную для индийского эсминца "Раджпут", который был построен на судостроительном заводе в Николаеве в качестве большого противолодочного корабля "Надежный" и в 1980 году был передан ВМС Индии.
Rolls-Royce Dart - британский турбовинтовой двигатель-долгожитель. Его начали выпускать в 1946 году, а оставался в производстве до 1987 год. Одна из модификаций была установлена на представленном в экспозиции музея Breguet Br.1050 Alize.
Индийская семья в полном составе за осмотром экспозиции. Об этом самолете будет отдельно.
Hawker Sea Hawk - британский одноместный палубный истребитель-бомбардировщик. Совершил первый полёт 2 сентября 1947 года. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1953-1960 годах, поставлялся на экспорт. Всего построено 542 самолёта. Sea Hawks состоял на вооружении на первом индийским авианосеце Vikrant и прослужил два десятилетия, прежде чем его заменили Sea Harrier.
Ка-25ПЛ - базовая модификация первого советского чисто боевого противолодочного и поисково-спасательного вертолета. Семь вертолетов были поставлены в Индию в 1980 году.
Галерея моторов и ракет...
Турбовинтовой двигатель НК-12МП. Устанавливался на Ту-95МС и Ту-142М. Самый мощный серийный турбовинтовой двигатель.
Еще один Rolls-Royce Dart.
У себя на родине Rolls-Royce Nene не получил большой популярности. Из представленных в музее, он стоял на Hawker Sea Hawk. А вот в СССР нелицензионная копия этого двигателя ВК-1 была весьма распространена на борту истребителя МиГ-15. Дело в том, что в 1946 году правительство Великобритании, в стремлении поддержать дипломатические отношения с Советским Союзом, дало разрешение компании Роллс-Ройс на вывоз 40 двигателей Rolls-Royce Nene с правом не использовать на военных самолетах. ОКБ Владимира Климова скопировало Nene, присвоив ему первоначально имя РД-45 и он стал первым советским крупносерийным турбореактивный двигателем.
Turbomeca Artouste IIIB, который устанавливался на вертолет HAL Chetak, представлен в частично разобранном состоянии.
Chukar III - крылатая ракета-мишень разработки фирмы Nortrop. Использовалась в качестве воздушной цели, способной воспроизвести вражескую угрозу и для ракетных учений. 1600 аппаратов применялись в США, Великобритании, Западной Германии, Греции, Иране, Италии, Японии, Нидерландах, Саудовской Аравии и Испании. В Индии стояла на вооружении с 1990 по 2008 год. Весьма интересно было применение этой крылатой ракеты в Израиле, который закупил их в начале 70-х годов под наименованием «Telem». Оборудованные фотокамерами они успешно применялись в "Войну судного дня" для поиска расположения батарей ЗРК Египта и Сирии. После окончания войны, БПЛА были модернизированы в Израиле: фотокамеры были заменены на видеокамеры.
Sea Eagle - британская противокорабельная ракета средней дальности для вооружения самолётов «Си Харриер».
Magic - ракета ближнего боя, разработана в 1967 году компанией Matra, поступила на вооружение в 1974 году.
Во внутренней экспозиции заслуживает внимания большой макет легкого авианосца «Вираат».
Корабль был заложен в 1944 году, однако достроить его не смогли, и он простоял 9 лет на стапелях английской компании Vickers-Armstrong. После достройки был спущен на воду в 1953 году и в 1959 году вступил в строй Королевского военно-морского флота Великобритании под названием HMS Hermes. В 1971 году корабль прошёл модернизацию и был переквалифицирован в десантный вертолётоносец. С поступлением на вооружение ВМС самолётов вертикального взлёта и посадки Sea Harrier, корабль опять переклассифицировали в авианесущий. Во время войны за Фолклендские острова HMS Hermes был флагманом группировки кораблей Великобритании. В 1986 году корабль после модернизации был передан ВМС Индии, где вступил в строй 12 мая 1987 года под названием «Вираат». В 1995 году авианосец прошёл модернизацию, в результате которой был установлен новый радар. В 2002 году корабль прошёл очередную модернизацию, после которой корабль получил новое зенитное вооружение российского и израильского производства. Первоначально состав авиагруппы состоял из 30 самолётов УВВП Си Харриер, к 2011 году их количество уменьшилось до 10 по причине выхода их из строя; вертолёты Ка-31, Ка-28, HAL Dhruv, HAL Chetak - до 8 штук. 6 марта 2017 года Вираат, являясь старейшим авианосцем в мире находившимся в строю, неся службу более 57 лет, был официально выведен из боевого состава ВМС Индии. Церемония прошла на территории военно-морской верфи в Мумбае.
А еще я рассказу о наиболее интересных экспонатах музея. Продолжение следует...