У Нили тикали биологические часики, уходил последний поезд. Ей очень хотелось детей. Ей было 37, хотя выглядела намного моложе. Не знаю, что у нее там не срослось с мужчиной, с которым она возилась уже три года как, и все безрезультатно - видимо, как и многие мои коллеги-женщины- невольно выбрала «пациента», притом явно бесперспективного для реабилитации,- но только в один прекрасный день она пришла на работу совсем убитая горем. Они расстались, и надежда ее стать матерью снова рушилась.
Габи, девушка 30 лет, хоть и имевшая уже такое же вполне зрелое желание стать матерью, но все же пребывающая вначале своих супружеских перспектив и имеющая биологическое время в запасе, пыталась утешить Нили, как могла. Они часто уединялись на улице.
Спустя три дня после расставания с бойфрендом Нили не пришла на работу и сообщила начальнице, что ее собаку зверски потрепал какой-то ненормальный пес-боксер, с которым некий арс гулял без намордника. Почти загрыз насмерть. По телефону Нили безутешно рыдала так, как будто у нее умирало дитя. Спустя несколько дней ветеринарных реанимаций и огромной суммы потраченных на них денег собаку пришлось усыпить…
После этого Нили перестала эффективно работать. Часто пропускала, была невнимательна, и в конце концов подала на увольнение.
- Я хочу работать метапелет ригшит,- сообщила она, и попыталась оправдаться, зная, что разочаровывает: - Не хочу заниматься бюрократией...
Я всегда чувствую невольное разочарование, когда слышу, что социальные работники хотят переквалифицироваться в психологов. Бросить соцработу и стать психологом - это как сложить оружие, и уйти в монастырь.
Впрочем, это субъективное суждение, потому не берите к сердцу… Можем потом об этом порассуждать, если захотите.
Как-то так вышло, что покупать прощальный подарок от всего коллектива для Нили, я взяла на себя. Не знаю почему. Просто захотелось, или так вышло?..
И вот мы с Женьком поехали в теплицу, покупать подарок Нили…
Стоп-стоп… Нет. «Мы поехали в теплицу» - это да, но зачем?..
Это я - поехала за подарком Нили, но Женек?
Женек никогда - запомните все никогда! - не делает лишних телодвижений. И если он поехал в теплицу, то точно не за подарком для какой-то там незнакомой ему Нили!.. Тогда зачем туда поехал Женек?!..
На самом деле общим в нашей поездке оказывается только маршрут - теплица. Потому как на мой вопрос о цели его путешествия в теплицу Женек вспомнил следующий случай, напрочь улетучившийся из моей лично памяти.
Примерно год назад наша одинокая соседка уезжала на Украину и оставила нам свои домашние горшки с цветами. Эта соседка - наша ровесница. Она разведена ужасным кровавым разводом, и имеет сына - ровесника нашего Марка, с которым совершенно не справляется. Парнишка глубоко травмирован и неблагополучен. Думаю, эти факты ее биографии имеют значение...
Один цветок соседки был очень хорош и пустился в бурный рост в нашем салоне. За ним присматривала я, и это было легко. Второй цветок - о нем-то собственно и речь - это банальная толстянка, или слоновье деревце, или его еще называют денежным деревцем - все время скидывало листву и стояло голым. Потом вдруг снова давало листья, но снова их скидывало. Короче, с деревцем происходила какая-то непонятная колбасня, и было ясно, что ему что-то надо, но что - оно никак не может нам объяснить.
В итоге Женек вынес это деревце за окно. На палящее солнце. Вот прям на солнцепек!.. Я даже испугалась, потому как незадолго до того изжарила на этом солнцепеке орхидею…
- Ты окончательно угробишь его! Что мы скажем соседке, когда она вернется?
- Не переживай! Все будет хорошо,- заверил меня Женек, и потрясающим образом оказался прав. Деревце ожило, выдало каскад новеньких лоснящихся листочков и зазеленело так, что любо-дорого смотреть. В итоге прилетевшая из Украины (незадолго до начала войны) соседка поразилась и размеру, и веселью обоих цветков, за которыми мы присматривали.
Так вот вскоре после этого Женек охотно поехал со мной в теплицу, якобы выбирать подарок для Нили… То есть это я так думала раньше. На самом же деле он поехал купить себе точно такое же слоновье денежное деревце, как то, которое он смог реанимировать для соседки (я только уповаю, что она снова не загубила его…) Теперь он знал, как с этим растением обращаться, и был уверен в будущем успехе.
В теплице Женек уверенно, не глядя по сторонам, протопал к навесу, под которым стояли эти самые деревца разных форм и размеров. В итоге выбрали два денежных деревца: одно для Женька, другое - для Нили. И Женек тут же выкинул свое - снова на солнцепек.
На прощальном корпоративе Нили получила в подарок выбранное (…кем? мною? Женьком? соседкой? ее историей?..) денежное деревце, и в ответ - также случайно ли?.. - подарила всем маленькие подарки.
Конвертики с семенами.
Вы только подумайте: Нили, брошенная последним мужчиной и потерявшая собаку, заменявшую ей ребенка, подарила на прощание конвертики с семенами.
Это были цветы нурит, или лютик на русском. Во всяком случае именно этот единственный цветок вырос у меня на подоконнике из трех посаженных семян, которые я нашла в своем конвертике от Нили. Одно семя не взошло, второе - взошло, но быстро погибло. И только третье дало результат. Когда растение стало клониться к низу из-за того, что в мелком желобке перестало хватать глубины, чтобы зацепиться корням, я пересадила его в палисадник рядом со входом в наш подъезд, где оно благополучно прожило свой короткий век.
Я была единственная из всего коллектива, добросовестно выполнившая «домашнее задание» Нили - посадившая ее семена в своем подарке. У всех остальных семена «куда-то делись»… Сейчас я почему-то очень горда этим фактом, словно в нем была некая миссия. Но тогда я не думала, что делаю нечто особенное, - просто выполняла последнюю просьбу коллеги, ставила эксперимент с семенами и училась садоводничать. Вот собственно и все! А что тут особенного?
Первое время после нилиного увольнения, мы поддерживали какую-то связь, крутившуюся в ватсапе в виде фотографий, вопросов и рекомендаций, связанных с ростом единственного цветка-лютика, выросшего из всего прощального посева Нили в нашем коллективе. Я фотографировала ей процесс роста и как начинающий любитель садоводства спрашивала у нее советов по выращиванию ее детища - как у более опытного садовода.
А тем временем на соседнем окне росло, толстело и зеленело женьковское растение-близнец моего подарка Нили. Оно настолько быстро насыщалось активным израильским солнцем и обильным поливом - Женек воды не жалел - что вскоре его пришлось несколько раз пересаживать и покупать горшки побольше. В итоге деревце пришлось обрезать, а ростки - сажать в новые горшки. Укоренившиеся денежные деревца стали стабильным источником подарков и сюрпризов на все случаи жизни всем друзьям, знакомым, коллегам и родственникам. На всех подоконниках зазеленели счастливые толстянки, и их дети и внуки активно тянулись вверх, к солнцу, теплу и свету.
Спустя год после того, как пересаженный мною единственный нилин лютик благополучно завершил свой краткий жизненный путь, а с его пересадкой в палисадник заглохла и наша вялая переписка, я снова встретилась с Нили на свадьбе у Габи.
У Габи все сложилось классически: она вышла замуж и вскоре родила чудесную девочку, похожую как две капли воды на папашу, и нисколько - на Габи.
При встрече с Нили на габиной свадьбе сразу же бросилось в глаза, каким счастьем, спокойствием и умиротворенностью вся она светится. И без того очень худая и еще больше похудевшая, с темными кругами под глазами и резко отпигментированной кожей, сразу состарившей ее внешне, Нили прямо светилась тем самым глубинным счастьем, каким светятся женщины, наконец-то дождавшиеся чуда и терпеливо и трепетно ждущие его появления на свет. Нили была беременна девочкой, которая должна была родиться через месяц. Она выглядела такой хрупкой и ранимой, как тот лютик, клонившийся к земле; или как цепляющееся за жизнь слоновье деревце, в очередной раз просыпавшее свои мелкие пожелтевшие листочки… Мне стало страшно, и отчаянно пожелав ей здоровья и легких родов, я почти сбежала в другой конец зала, опасаясь сглазить или навредить ей…
- Кто отец?- спросила я потом в сторонке у невесты, Габи.
- Никто. Банк спермы,- ответила та…
- А работает где?
- Метапелет ригшит. Для девушек, выживших 7.10 на фестивале НОВА.
- …фестивале НОВА,- как эхо повторила я за нею вслед, осознавая… И потом вырвалось нечаянно: - Боже какая жесть!..
И Габи понимающе, и немного свысока, покачала головой.
Свою родившуюся спустя два месяца дочь Нили назвала Нурит…