Мать и дочь ("папа умер пятнадцать лет назад") - ленинградцы. Интеллигенция, живут как и все, точнее, как большинство: не шикуют, сводят концы с концами. Мать (63 года) по ночам подрабатывает печатая на машинке (до налога на самозанятых ещё, слава Богу, не додумались), и очень переживает, что дочь до сих пор не замужем.
-Я замечаю, что вы вообще не можете жить с мыслью, что ваша дочь не пристроена. Разве есть в этом что-то оскорбляющее материнское достоинство?
и пытается всё время с кем-то её познакомить.
-К нам едет Бельмондо, моя старая любовь.
-Так когда прибудет твой высокий гость?
Как я уже сказал, герои фильма - ленинградская интеллигенция (и московская тоже). Обедают под музыку (классическую, в крайнем случае, советскую эстраду). Направляясь в гости всем членам семьи покупают виниловые пластинки, ходят в музеи и на концерты.
- Ты не забыла про завтрашний абонемент в филармонию, ведь пропадёт вечер органной музыки.
- Ну не сама же органная музыка...
А как говорят... Все эти "высокЫй", "встряхЫвать", "это ты, дружочек?"
И зима какая-то особенная, тоже как будто из 70-х, под великолепную музыку Алексея Рыбникова.
Только познакомившись и едва выйдя из-за стола, они начинают решать психологические тесты. Я немного застал это время, но конечно сейчас кажется, что эти люди с другой планеты. А потом они играют в слова. То есть загадывают длинное слово, а из него составляют короткие - кто больше. И так увлечённо это делают...
За основу они взяли слово "аутентичный". Надо же, это слово было уже тогда, странно, что я его не помню.
"аутентичный - достоверный, близкий к первоисточнику".
И совершенно спокойно говорят "секс", правда, тоже применительно к тестам, а мне казалось, что это слово стало широко употребляться только в 80-х.
Ну и диалоги:
- Вот вы говорили Бруни, Монферран, а как всё это связать с современностью?
- Ну возьмите хотя бы роспись Бруни в соборе, "Потоп" помните? Сгущается тьма, на её фоне скала, цепляясь за которую пытается спастись несколько человек. Как неодинаковы они перед лицом катастрофы! Глядя на эту картину невольно думается, что в жизни куда больше людей сдавшихся, переставших или не пытавшихся бороться, чем людей побеждённых.
и ещё
- Словно кому-то я всю жизнь должен доказывать, что имел право родиться, достоин жить в этом прекрасном мире. А я и без того знаю, что достоин.
- Ну это хорошо, что вы всё знаете...
Такой неторопливый фильм, но такой притягательный!
Ну и не могу не сказать (прямо крик души), что Терехова совсем не похожа на "уродину", равно как и её героиня, и спать глядя на неё тоже совсем не хочется, скорее наоборот: такая живая мимика, интонации, речь, сарказм... попробуй тут усни!