Друзья, в субботу в
«Ткачах» я буду говорить о Графической археологии. Приходите! Начало лекции в 14:00 на пятом этаже. Адрес «Ткачей» - Набережная Обводного канала, 60. Особость именно этой лекции в том, что она будет проходить, фактически, в пространстве моей экспозиции «Город в лесах» в рамках проекта «Затаившийся город».
Сам термин «Графическая археология» я придумал в 2004 году в ходе одной из своих традиционных фотографических прогулок по Санкт-Петербургу. В тот раз, точно помню, я выискивал и фотографировал так называемые «бывшие вывески» - следы букв на фасадах, оставшихся с той уходящей эпохи, когда буквы вывесок выпиливали из дерева и гвоздями прибивали к фасадам домов. Шли годы, фасады перекрашивались или, наоборот, на них копилась пыль и копоть большого города. Потом магазин закрывался вовсе или переезжал на новое место, вывеску сбивали, а на фасаде оставались следы букв, фиксировалось дыхание времени.
Самое милое дело - ходить по улицам с фотоаппаратом. Порой можно найти такие волшебные графические артефакты, что... кажется, место им не в унылой подворотне, а в залах музея современного искусства. Неравнодушный взгляд на стены домов и парадных вычленяет из визуальной картины мира подлинные высокие достижения в сфере графического дизайна и шрифта. Графическая составляющая городской среды непостоянна, в отличие от архитектуры. Срок жизни вывески или таблички, объявления или надписи в десятки, а то и сотни раз меньше, чем у дома, на стене которого они размещаются. Графический дизайн применительно к городским объектам подвержен стилевым, технологическим и смысловым изменениям и как нельзя лучше фиксирует и передает динамику развития городской среды в ее исторической эволюции. Визуальная графическая среда города - неисчерпаемый источник свежих дизайнерских идей. Важно только уметь разглядеть острую актуальную графику за неказистой на первый взгляд надписью на стене лифта или в подворотне. Огромную роль в формировании образа «бытового шрифта» играет диктующая его графический облик вещественность: металл, дерево, пластик - каждый из материалов подсказывает свой пластический ход.
Работая с компьютером, конечно же можно выставить свойства линии и штриха любого инструмента, будь то кисть или перо, аэрограф или резец. Но нельзя имитировать сопротивление материала и взаимодействие инструмента с поверхностью. Как представить себе зацеп острого стального пера за шершавую бумагу? Как воспроизвести процарапывание гвоздиком штукатурки в подъезде? Каждый материал, каждый инструмент и их взаимодействие диктуют руке художника свой ход. И с точки зрения сопротивления материала, совсем не одно и то же процарапать ключом эмоциональное послание на стене подворотни и задуть запретительную надпись через трафарет. Компьютерная имитация лишает нас удовольствия честной работы с буквой, которая, в свою очередь, порой, может подсказать такой графический ход, который в зравом уме и твердой памяти не родится от сидения за монитором. Все дело в разрыве шаблона, в выходе за рамки традицонного восприятия акциденции, как таковой. И уличная шрифтовая графика, на мой взгляд, как раз и есть тот освежающий источник, к которому должен припадать всякий страждущий неравнодушный к букве дизайнер.