«Антиква» № 3

Apr 04, 2014 15:35

Вышел в свет третий номер журнала «Антиква». На серебряной обложке этого номера серебряная с эмалью Чайница российского ювелирного дома «П. Овчинников», входящая в уникальный клад Нарышкиных, обнаруженный в Санкт-Петербурге в 2012 году. «Антиква» стала первым изданием, кому удалось подробно отснять значительную часть уникальной коллекции. Читайте историю клада Нарышкиных на страницах 22-30.



Традиционно публикации предваряются словами отцов-основателей журнала. «Каждый из нас пытается хоть как-то защититься от влияния времени, удержаться на поверхности проносящихся минут, часов, лет - не уйти на дно этой безжалостной воронки, не успев, не доделав и не оставив ничего после себя. Поэтому старые вещи кажутся мне прочными, стабильными и с трудом поддающимися временному водовороту островками, благодаря которым можно чуть-чуть притормозить и перенаправить неумолимый односторонний бег времени. Есть в антиквариате именно та надежда, именно то ощущение, что не все пройдет бесследно, не все канет в Лету. Очень хочется, чтобы осталось хоть что-то после меня» - говорит издатель Игорь Тупальский. «Вещь, обрастая провенансом, несет на себе отпечаток личности и интересов своего владельца. Если мы говорим о коллекциях, которые передаются из поколения в поколение, видоизменяясь, отбрасывая лишнее, прирастая новыми предметами, то это перфектный вещественный способ оставить материальную частичку себя своим детям. В таком случае материальность вещи обогащается новыми трансцендентными свойствами и становится проводником не вещественности, но идейности. Подобных коллекций, идущих с семьями через года, в нашей стране не так много, увы. Но я верю, что мы живем в то время, когда такие собрания формируются на многие поколения вперед» - добавляет главный редактор Митя Харшак.



Главным героем номера стал Пётр Авен - российский государственный деятель, предприниматель, коллекционер, обладатель крупнейшей частной коллекции русского изобразительного искусства конца XIX - начала ХХ века. Пётр Олегович встретился с главным редактором «Антиквы» и в окружении шедевров русского искусства рассказал о своем уникальном собрании: «Были случаи, когда я приобретал произведения в тяжелой борьбе за цену, в десятки раз превышающую начальную, перекупал у дилеров. Например, “Победный бой” - безусловно, лучшая работа Аристарха Лентулова, которая находится в частной коллекции. Купив ее, я опередил одного известного российского олигарха. Он взял паузу до вечера, а я купил сразу. Очень удобно, что у нас есть банк - всегда можно быстро взять деньги». Подробное интервью Петра Авена читайте на страницах 10-21





История с обложки - клад Нарышкиных. В настоящее время самый большой клад, обнаруженный за последние двести лет в Санкт-Петербурге, экспонируется в Константиновском дворце. Из 2193 предметов выставлено чуть более четырехсот. Но и эта часть производит грандиозное впечатление. «Многие предметы пока не атрибутированы, и историки продолжают работу до сих пор. Семейные реликвии были тщательно упакованы. Небольшая их часть была завернута в газеты, датированные 1917 годом: семья Сомовых - Нарышкиных создала этот тайник в преддверии революции и своего отъезда за границу. Около 95 лет клад пролежал нетронутым: все сервизы укомплектованы полностью, а состояние каждого предмета осталось превосходным - от солонок и ложечек до самоваров и ваз».





Имя Лины Перловой в Петербурге известно всем, кто так или иначе имеет отношение к дизайну интерьера. Основатель санкт-петербургской Галереи дизайна, коллекционер, издатель, устроитель многочисленных выставок работ признанных мастеров ХХ века и молодых европейских дизайнеров, Лина рассказала «Антикве» о формировании собственной коллекции дизайна ХХ века. «Из классики мне ближе всего Эйлин Грей - это безоговорочный открыватель, пионер, уникальная личность в истории дизайна. В прошлом году была ее фантастическая выставка в Центре Помпиду, и там стоял точно такой же «Кабинет архитектора», как у меня дома. Она мой любимый персонаж. Мне нравятся очень многие - и Мис ван дер Роэ, и Йозеф Хоффман, как первая любовь, и многие другие, но Эйлин Грей - вне конкуренции».



В продолжение мебельной темы уходим в XIX век. Удивительный «Шкаф-кабинет с медведем» представляет Алексей Марков - известный петербургский антиквар, эксперт по русской мебели и декоративно-прикладному искусству: «Наш шкаф-кабинет с фигурой медведя относится к редким именным предметам. На фасаде дверец он несет вензель владельца. Литера «В», первая буква имени Владимир, под русской княжеской короной. Владелец шкафа - великий князь Владимир Александрович, третий сын императора Александра II, был тонким знатоком искусств и прекрасно ориентировался в новейших художественных течениях». Историю шкафа и его создателей - архитектора А.Л. Гуна, и мастера Г.В. Бюхтера читайте на страницах 40-45.



Приближается дата проведения Третьего аукциона Советского искусства. «Антиква» традиционно поддерживает аукцион. «На торгах будут представлены работы известных живописцев и графиков, работавших в самых разных жанрах. Идеологически будут представлены работы как классики соцреализма, так и «неофициального» искусства. Среди художников, чьи работы можно будет приобрести, Г.С. Верейский, В.Ф. Загонек, И.П. Корнилов, Н.Ф. Лапшин, В.И. Малагис, А.А. Пластов, А.Н. Самохвалов, П.Т. Фомин, А.И. Харшак и многие другие. Нонконформисты представлены такими именами, как Е.М. Михнов-Войтенко, И.Л. Табенкин, В.Н. Шагин, М.М. Шемякин и другие. В числе топ-лотов заявлены произведения мастеров официального ленинградского искусства и представителей группы «Одиннадцать».



Далее наш оружейный эксперт, страстный охотник и коллекционер Николас Лоуренс рассказывает о четырех выдающихся охотничьих ружьях второй половины XIX века: «Трое “англичан” и один “русский”» - ружья Westley Richards, Purdey, Holland & Holland и ружье Федора Осиповича Мацки. «Британские мастера явили миру ярчайшие образцы оружейного дизайна, установили незыблемые стандарты технического и художественного консерватизма в производстве охотничьих ружей»



В этом номере получилась целая серия публикаций о металлических предметах. Вслед за ружьями идут самовары. Коллекция русских самоваров Андрея Андреевича Лобанова заслуженно считается наиболее полным и представительным собранием, отражающим эволюцию этого уникального отечественного изобретения, как техническую, так и художественную. Алексей Лобанов - сын знаменитого коллекционера и сегодняшний владелец коллекции рассказал «Антикве» о том, что коллекция может быть не только в радость, но и в тягость: «Государственные музеи, понимая культурное значение собрания и трудности частного коллекционера, предпринимали неоднократные попытки приобрести коллекцию. Еще в 1979 году после первой выставки эксперты Государственного Эрмитажа рекомендовали музею приобретение коллекции. В 1996 году уже директора Государственного Эрмитажа, Музея-заповедника “Петергоф” и музея истории Санкт-Петербурга написали письмо мэру Санкт-Петербурга А. Собчаку о необходимости выкупа коллекции у владельца и создания музея самовара как символа русской бытовой культуры. Однако в бурное демократическое время средств у города не нашлось. Мне приходили запросы на безвозмездную передачу собрания в музейные фонды, но пока сделать это я не готов, а механизм связи государственных музеев с частными коллекционерами во многом несовершенен, и выставить частную коллекцию в музее достаточно сложно».



Об удивительной коллекции внеземных предметов рассказывает собиратель метеоритов Евгений Захарчук: «Метеориты делятся на падения и находки. Падение - это когда наблюдалось небесное явление, называемое метеором, сопровождающее полет космического тела, а то, что долетело до поверхности Земли, называется метеоритом. Находка - это найденный метеорит, падение которого не зафиксировано - либо не заметили, либо заметили, но сведений не оставили, либо он вообще выпал до появления человека». Самое удивительное для нас в этом рассказе было то, что возраст метеоритов превышает возраст самой Земли, т.е. Нашей планеты еще не существовало, а эти осколки уже неслись сквозь космос!



Автомобильная тема в этом номере раскрывается в рассказе Игоря Румянцева - знатока ретроавтомобилей, консультанта, эксперта Министерства культуры по предметам техники. А поводом для встречи с Игорем стала выставка Muscle Garage, прошедшая в Санкт-Петербурге и представившая публике американскую автомобильную классику. «В Ленинграде существовал клуб “Самоход”, объединивший любителей авто- и мотостарины. В советское время, как правило, не существовало больших коллекций. Каждый энтузиаст владел единственным автомобилем, который в первую очередь рассматривался как транспортное средство. Несколько автомобилей в одних руках встречалось крайне редко. Клуб объединял массу умельцев, в основном технических специальностей, способных самостоятельно обслуживать свои машины. Некоторые известные коллекционеры искусства и антиквариата обладали редчайшими моделями».





Далее наш постоянный автор - знаменитый адвокат и коллекционер Александр Добровинский рассказывает об удивительном артефакте из своего собрания палехской лаковой миниатюры «Агитлак»: «Совершенно очевидно, что, будучи автором такого изображения Ильича, Баканов ни за что не пережил бы 1937 год. <...> Дьявол кроется в деталях, а детали здесь совершенно феноменальные. Начнем с самого Иосифа Виссарионовича, который управляет ладьей СССР - он рулевой. Очевидно портретное сходство гребцов с современниками Сталина: один из них напоминает Зиновьева. Но все лики совершенно иконописные. Все, что здесь сделано, - чистая иконопись по версии 1934 года. Обратите внимание, через какое море проплывает этот корабль, из чего сделаны волны - это совершенно потрясающие гидры. Плывет корабль “СССР” в индустриализацию. Здесь же Шуховская башня - символ электрификации всей страны».



После лакового миниатюрного Ильича, еще одно изображение вождя. На этот раз из сахара. Сладкий Ленин - редкий артефакт эпохи из коллекции издателя Михаила Сапего: «В 2009 году я делал выставку под названием “Честное слово, красная звезда, Сталина и Ленина обманывать нельзя”. После выставки со мной связалась одна женщина и преподнесла мне в дар удивительный артефакт - бюст Ленина, выполненный из сахара. Выпущен он был в 1960 году, к девяностолетию В.И. Ленина, на Одесском сахарном заводе в количестве трех экземпляров - один хранился в заводоуправлении, второй - в Одесском горкоме партии, а третий отправили в Москву для отчетности. Исполнены они были очень профессионально».



Тему социалистического прошлого нашей страны продолжает рассказ художника и дизайнера Андрея Люблинского о своей коллекции советских игрушек: «Основные разделы моей коллекции: транспортная игрушка, оружие, солдатики, пластмассовые фигурки животных, резиновые игрушки (их, кстати, достаточно тяжело хранить - они быстро портятся), настольные игры. Механические игрушки у меня тоже есть. Они стоят чуть подороже. Самые ранние экспонаты в моей коллекции датируются пятидесятыми годами ХХ века. Мне интересны недорогие, хорошо сохранившиеся вещи 1970-х - таких у меня больше всего. Я сам раньше занимался дизайном детских игрушек, и достаточно успешно. Да я и сейчас продолжаю заниматься проектированием и производством игрушек, только не для детей. Но до сих пор некоторые люди мне пишут письма - мол, мои дети выросли на твоих игрушках. Если есть предложения по проектам детских игрушек, я никогда не отказываюсь. Это дело интересное и благодарное».





Коньяк, арманьяк, виски и портвейн - крупнейшая в мире коллекция крепкого алкоголя, оцениваемая в 10 млн. фунтов стерлингов принадлежит Бэю ван дер Бунту. Бэй рассказал «Антикве» об истоках формирования и сегодняшнем дне своей коллекции: «Самый ценный предмет в коллекции - это совершенно особая шестилитровая бутылка коньяка, которая датируется 1795 годом. Это большая, очень известная бутылка. Она особенная. Единственная в мире. Она предназначалась для снабжения наполеоновской армии в походах. Отсюда и большой объем - солдатам Наполеона требовались изрядные дозы!»





Фотограф Алексей Алексеев сам работает в исторических фотографических техниках амбротипии, мокром коллодионном процессе и тинтайпе. Неслучайно и его собирательское увлечение - Алексей собирает стереофотокарточки конца XIX - начала ХХ века. «Как только я купил стереоскоп, пришел домой (у меня было всего-то десять карточек) - и выпал из реальности на час. Ведь это уникальный шанс перенестись в прошлое, увидеть не переодетых современников, а реальную историю. Можно долго смотреть на виды Питера, Москвы, сравнивая с тем, что знаешь сейчас, находя отличия (а их огромное количество), порой проводя параллели с современным миром: например, всем сейчас не нравятся рекламные вывески, но на заре прошлого века их было куда больше - вывески стояли, висели, и не только на уровне первого этажа - таблички забирались под самые крыши. На многих карточках есть описание изображения - интересно читать представление иностранцев о жизни в России. Например, на одной из карточек сфотографирована деревенская изба, крестьянин, сидящий на бревне, и пожилая крестьянка с коромыслом, а на подписи говорится, что это “дача в России”».



Петербургский художник и коллекционер Михаил Карасик рассказывает об альбоме «Индустрия социализма» - вершине сталинской пропаганды тридцатых годов ХХ века: «Лисицкий активно вводит в “Индустрию социализма” фотомонтажный прием, возвышая его до эпической формы фотофрески. Первая тетрадь “Новое лицо СССР” начинается с популярного в те годы монтажа ленинградца Михаила Разулевича со сталинским слоганом “Реальность нашей программы - это живые люди, это мы с вами…”. В конце тетради - фотомонтаж с морскими корабельными орудиями, амфибиями, танками, штурмующими бруствер, армадой самолетов в ночном небе на фоне индустриального пейзажа - фантастическое панно, видимо, призванное устрашить Запад. Четвертую тетрадь завершает сюжет, связанный с ФЭДом (советской “лейкой”), - фотолюбитель-великан с камерой в руках на фоне доменных печей. Отмечу, что монументальный язык фотофрески к середине тридцатых уже не был востребован. В “Индустрии социализма” эти фотомонтажи прозвучали мощным завершающим аккордом».



В этом номере журнала редакция завершает рассказ об эксперименте с реставрацией часов Longines 1915 года. Работы окончены. Рассказывает Руслан Никифоров - руководитель Центра реставрации часов «Думаю, один из самых примечательных механизмов, побывавших в нашецентре, - это наручные часы с хронографом марки Longines. В 1933 году американский авиатор Чарльз Линдберг отправился со своей женой в путешествие вокруг Атлантики, протяженность которого составила 47 тысяч километров. Став первым человеком, совершившим беспосадочный  перелет через Атлантику на своем самолете «Дух Сент-Луиса», Линдберг поставил себе задачу исследовать возможные северные воздушные пути. Оборудование, которое Линдберг взял с собой в свою длительную экспедицию, включало и этот наручный хронограф, созданный специально для этой цели компанией Longines».



И в завершение этого номера постоянная рубрика «Барахолка», в которой мы рассказываем об одном из антикварных рынков мира. Наши друзья из Будапешта - Анна Чайковская и Максим Гурбатов подготовили для «Антиквы» рассказ и фоторепортаж о своих прогулках по улице Микши Фалка - будапештской улице антикваров: «Разглядывая эти прекрасно сохраненные вещи, самое время вспомнить, что Венгрия за ХХ век проиграла две мировые войны, пережила несколько революций и сорок лет побыла страной социализма. Как при этом сохраняются здесь все эти вазочки-ложечки - одна из главных будапештских загадок. Но то, что пласт материальной культуры, прежде всего XIX и ХХ веков, здесь обширен и весом - факт».





Электронную версию журнала вы можете почитать у нас на сайте: www.antiqua-magazine.ru. А настоящий бумажный журнал вы найдете в лучших заведениях Санкт-Петербурга и Москвы - в антикварных салонах и галереях, в отелях и автосалонах. География нашего распространения постоянно расширяется.

С поклоном,
главный редактор
Митя Харшак

Перепост всячески приветствуется!

Антиква, пресса

Previous post Next post
Up