Свежий «Проектор» № 3(24) 2013

Oct 08, 2013 12:54

Уже месяц назад вышел в свет свежий «Проектор». Так что я немножко припозднился с анонсом. Почему было не до того - следите за эфиром.

Сначала в редакцию пришел наш друг - фотограф Дима Горячёв и подарил красивую старую мясорубку. Это было давно. Потом, за день до сдачи номера, когда все публикации уже были готовы, я все не мог придумать обложку. Вдруг смотрю - мясорубка! Вот это предмет для обложки. И все что-то не получалось, пока не решил засунуть всю шапку номера вместе с анонсами публикаций в эту мясорубку. Ведь что такое журнал в самом-то деле? Мясорубка и есть. Перерабатываем дизайнерское мясо в информационный фарш.



Главным героем исторического экскурса стал Джо Коломбо - знаменитый итальянский дизайнер-футурист пятидесятых-шестидесятых годов ХХ века. Он ушел из жизни слишком рано, и не успел воплотить в жизнь все свои радикальные замыслы. Но и того, что он сделал хватает с избытком, чтобы Коломбо занял свое место в истории дизайна.



Герой номера - Дима Кавко принадлежит к числу дизайнеров, расширяющих границы профессии. Взять и четко охарактеризовать его сферу профессиональной деятельности сейчас становится все сложнее и сложнее. В круге его интересов и графика, и художественный акционизм, и видео. В большом интервью мы пытаемся разобраться, почему Диме Кавко стало тесно в рамках графического дизайна. Также этим летом Дима был гостем программы Poster Stars, которую мы организовывали на Новой Голландии.



19 июня в Новом музее в Санкт-Петербурге открылась выставка международной плкатной акции «Маяковский-120». Куратор акции - Сергей Серов, кинул клич в профессиональное сообщество. 28 дизайнеров из России и мира откликнулись на этот призыв и сделали каждый по плакату, посвященному Владимиру Маяковскому. В «Проекторе» опубликованы все работы, принявшие участие в акции. «В общекультурном, недизайнерском дискурсе за Владимиром Маяковским закрепилось определение «поэт». В то же время с нашей графдизайнерской колокольни ситуация выглядит несколько иначе - развитие графического дизайна всего ХХ века Маяковскому обязано значительно большим, нежели ему же обязано развитие стихосложения».



Проект № 4 «Предмет» открывается рассказом Владимира Пирожкова о русском дизайне и о том, как он проектировал олимпийский факел Сочи: «Русский дизайн - простой, функциональный, находчивый, дешевый. Автомат Калашникова, танк Т-34. Просто, надежно, функционально, ремонтопригодно, некрасиво. Толстый, надежный, тяжелый, будет работать, когда ты умрешь. Автомобиль «Нива», корабль «Союз». Что у нас конвейерное? Упаковка для молока треугольной пирамидкой. Бутылка кефира - очень крутая история - пробка, которая прогибается под пальцем, а потом ты сдаешь бутылки - офигенная система! Сушки - просто класс. Это хлеб, который транспортируется на дальние расстояния и размокает у тебя в животе. Много штучек, которые можно насобирать, и они составят советский или русский дизайн. У него есть понимание простоты, функциональности и лубковости».



В продолжение предметной темы новые светящиеся скульптуры проекта «Светомузыка», который мы делаем вместе с моими друзьями из компании «Артлайт» - люстра-барабан и неведомой типологии торшер, также напоминающим барабан, но уже не музыкальный, а револьверный, где вместо патронов заряжены флейты и кларнеты с белыми матовыми лампочками.



Павел Ульянов - эксперт по истории дизайна ХХ века делится еще одним предметом из своей обширной коллекции. «Кресло демонстрирует интересное смешение ар-деко, конструктивизма и функционализма. Такие сочетания редки, так как все эти стили были достаточно радикальны и не расположены к синтезу, но Дания, остававшаяся в стороне от модных тенденций конца 1920-х годов, могла порождать подобные компиляции».



Проект № 5 «Среда» открывается интервью Вини Мааса - звездного архитектора, руководителя голландского бюро MVRDV: «Я думаю, что инструментарий архитекторов сегодня довольно ограничен. Камень, стекло, сталь. Это первое. Во-вторых, мы смотрим друг на друга гораздо более пристально, чем раньше. Люди из Таиланда или Владивостока знают нашу архитектуру так же хорошо, как голландцы. Мы не копируем друг друга, мы влияем друг на друга. Мне нравится, что мы делимся друг с другом, что у архитекторов появились общие цели. Люди хотят работать с городскими пространствами, с природой. Мы похожи».



Далее рассказ о «Белом городе» - Тель-Авиве, - крупнейшем мировом центре сохранившейся архитектуры модернизма, наследия Баухауса: «К концу сороковых наследие Баухауса прежнего интереса уже не вызывало, и здания постепенно стали утрачивать свой рафинированный облик - тут и там пошли расти флигели, остекляться лоджии, штукатурка темнела и осыпалась. Эти дома казались чем-то совершенно обычным, пока в 2003 году ЮНЕСКО не признало «Белый город» памятником всемирного культурного наследия. В охранную зону попало больше двух тысяч зданий, и стартовала масштабная программа реставрации».



В проекте № 7 «Фотографирование» Мария Гаврильчик рассказывает о работах петербургского фотографа Дмитрия Провоторова: «При контратипировании можно брать стекла разной зацарапанности и запыленности, для появления фактуры - капать на них клей, разбавленный акрил, наклеивать полупрозрачный скотч. Следующая стадия - сложное тонирование, посевдосоляризация, дающая четкую градацию из четырех цветов: черного, темно-коричневого, серого и белого».





В этом году Британская высшая школа дизайна отметила первый десятилетний юбилей. В проекте «Школа» поздравляю Британку и беру интервью у ее основателя и директора Александра Аврамова: «У нас нет задачи расти ради роста, у нас нет гигантомании, есть желание продолжать делать что-то интересное и полезное в области просвещения, заполнить лакуны на рынке российского творческого образования. За счет этого мы и развиваемся. Насчет региональных филиалов - мы планируем разные сценарии, но пока конкретных планов нет. Было бы интересно открыть филиал в Питере, но решение пока не принято».



Еще в «Школе» прекрасный сумасшедший студенческий проект «Semёn», сделанный Таисией Лысенко под руководством Константина Старцева: «Главным хитом всей защиты, безусловно, стал выращенный в бумаге ручного литья живой плакат. Это просто чудо какое-то! Таисия посадила семечки по контуру логотипа, и он пророс зелеными листиками в аккурат ко дню защиты дипломов».



В книжном проекте наш авторитет Михаил Карасик рассказывает об одном из шедевров конструктивистской книги - об Арифметике Эль Лисицкого: «Лисицкий без сомнений и компромиссов уверовал в новую религию, поздние же попытки романтизировать созидательный пафос того поколения не столько реабилитируют в глазах потомков великого художника, сколько размывают, да и упрощают суть его творчества».



И еще в этом номере про Маяковского. Издательство Тимофея Маркова почти закончило работу над новой редакцией знаменитого «Клопа» с иллюстрациями Гаги Ковенчука. Новое издание будет представлено в декабре, но уже сейчас художник рассказал о том, как делался исторический «Клоп» в начале семидесятых и как делается новая книга: «Я сделал книгу на одном дыхании. В издательстве она поначалу очень понравилась, но постепенно я стал замечать некоторые недомолвки. Особенно редакторов смутило место во второй части пьесы, где речь идет о воскрешении Присыпкина, а именно что слово ВОС-КРЕ-СИТЬ я нарисовал на трех разворотах. Я считал это очень удачной находкой, но в издательстве ее приняли в штыки, видимо, сильны еще были воспоминания о хрущевской борьбе с формализмом: «Ну ты уж размахнулся, в стране нет бумаги, это неэкономно».



В особом проекте «Проискусство» я публикую лучшие тексты портала АРТ1. Наши авторитеты-колумнисты пишут на ART1.ru то, что считают нужным. Мы никак не редактируем их тексты и не задаем темы очередного выступления. На то они и колумнисты, что нам не столь принципиально важно, какие именно вопросы они поднимают, сколь важен тот факт, что эти вопросы поднимают именно они. Далее вопрос сам собой вносится в повестку дня информационного пространства искусства просто самим фактом его озвучивания именно этими людьми. Александр Боровский пишет о проекте Памятника тирану Ильи и Эмилии Кабаковых: «И вот я поразился Кабакову. Он - отец русского концептуализма. Потеряв сопротивляемость среды, он занялся интеллектуальными играми. В свои восемьдесят лет он все еще набирает мощь. По-моему, проект «Памятника тирану» - самая лучшая его работа, потому что она простая и понятная, это русский нарратив».



Александр Дашевский призывает художников не стесняться писать портреты своих детей: «Здесь не нужно кокетничать с концепцией и симулировать особый интеллектуальный вывих. Авторы с неизбежностью будут проецировать свою индивидуальность на одинаковый опыт. Исходные данные равны, при этом у каждого свой почерк и свой способ справляться с трудностями. Кто-то пойдет в наигранную сладость, кто-то в брутальность, кто-то в социалочку, а кто-то в физиологию. А что? Вот такой групповой (и в смысле авторов, и в смысле изображаемых) портрет «на вырост» грядущего поколения жертв, производителей и потребителей современного искусства. Заклятие, можно сказать. У Таира Салахова, например, в свое время это получилось».



А Лиза Савина обобщает опыт работы галерей с молодыми художниками: «Мы смотрим портфолио в электронном виде и радуемся, когда это просто маленькие джипеги, тихо мечтаем о pdf-презентациях и негодуем, когда нам предлагают скачать архив. Умоляем: пожалуйста, не пишите текстов, не придумывайте тому, что вы делаете, никаких бездарных названий типа бренд-реализма - они не смогут оправдать визуальную невыразительность, совокупившуюся с внутренней пустотой».



Приятного прочтения!

А полная электронная версия журнала, как обычно у нас на сайте.

С приветом,
главный редактор журнала «Проектор»
Митя Харшак

Previous post Next post
Up