НЕФОРМАТ

Jul 10, 2011 01:21

Может мы и не люди вовсе. Может быть мы нечто такое, что только внешне напоминает людей… Может мы чьи-то видения, вырвавшиеся из колонии снов. Нерасписанные холсты. Невысказанные стихи. Стёртые временем ноты. Прах осенней листвы, просыпанный сквозь женские пальцы. Вино, превратившееся в уксус, в яд. Шершавая ржавь вечерних крыш. Взрывная пудра. Медленные боги. Дождевые пятна. Может быть…

***
Если бы Солнце находилось под землёй, то ночные города сверкали бы пулевыми отверстиями, сквозь которые рвались бы в вечную тьму искры бушующего пламени. Ангелы стреляли в Новосибирск тремя очередями - одной длинной и двумя короткими. Сверху, из иллюминатора заходящего на посадку «ТУ-154», это было видно отчётливо. Огромный город распластался в тайге, словно пробитая раскалённым золотом мишень, по которой, будто механические насекомые, ползали подвижные бруски последних автобусов, лавируя между неподвижными брусками жилых домов. Самолёт дважды встряхнуло, прежде чем пилот навёл его на язык посадочной полосы. Тьма, огни, раскалённое золото, подвижные и неподвижные бруски стали стремительно сливаться в единый неразличимый пейзаж. И один только фонарь на каком-то безымянном пригородном полустанке, чуть раскачиваясь на мартовском ветру, был виден ясно, словно великий мастер решил запечатлеть его одинокое бытиё на фоне безликого месива общей жизни.
Шасси коснулись вымороженного до сухости бетона и, чуть пробежав, замерли посреди полосы. Устало выдохнули турбины. Опрятная внешне и помятая внутренне стюардесса хрипло сообщила засуетившимся пассажирам, что за бортом минус двадцать семь и порывистый ветер. И, улыбнувшись, исчезла. Человеческое содержимое салона, шурша ручной кладью и невнятно переговариваясь, сползлось к выходу, потекло под ночные двадцать семь, и скоро рассеялось, навсегда исчезнув и из памяти, и из этого повествования. Одна лишь смятая сигаретная пачка, брошенная кем-то у трапа, напоминала о том, что здесь ещё недавно были люди. А хорошими ли были эти люди или так себе - какая теперь разница.

Телеграмму, посланную Филином из Владивостока, скрипач Джим не получил и получить не мог. В то время, когда старуха-почтальонша, покряхтывая, материла звонок его квартиры, он и с ним некто, по прозвищу Ихтиандр, направлялись из ресторана гостиницы «Обь» к лифту, ведущему на жилые этажи, к номерам. Двухметровый, жилистый, с побитым шрапнельной оспой лицом, Ихтиандр торжественно шествовал, охватывая своими лопатообразными ручищами восемнадцать бутылок чудовищного портвейна туркменской марки. Скрипач Джим, заплетаясь ногами, понуро брёл вслед за великаном, уцепившись мизинцем за ременную петлю его обвисших штанов. Вздрагивающая от внезапных пробуждений администраторша никак не отреагировала на эту, в общем, обычную для данного заведения процессию. Из приоткрытых дверей гостиничного ресторана вырывались громкие, однообразные звуки, сконструированные при помощи музыкального синтезатора. Пять или шесть хмельных голосов нестройно подпевали ресторанной вокалистке. В Новосибирске гастролировал ансамбль «Мираж». И теперь, после изнурительных концертов, сотрудники этого странного ансамбля вынуждены были участвовать в торжественной попойке, организованной местными феодалами, утомлённо выслушивая песни из собственного репертуара, но в исполнении ещё более кошмарном.
Скрипач Джим и его друг Ихтиандр не имели ни малейшего отношения к этому мероприятию. Ресторан гостиницы «Обь» интересовал их исключительно в смысле приобретения спиртного. А там, восемью этажами выше, прямо по коридору, в предпоследнем номере справа, ожидали их пришествия три барнаульские девицы - поклонницы группы «Гражданская оборона», сочувствующие нетрезвым длинноволосым мужчинам и особенно ценившие туркменский портвейн, но не за букет, конечно, а за его мистические свойства, позволяющие твёрдым сердцам сибирячек плавится в пьяной романтике русского нигилизма. Впрочем дождаться пришествия удалось не всем. Пышнотелая Анна, по прозвищу Ягуариха, и всегда возбуждённая Виточка с ищущим взором оказались более выносливыми, чем их выбритая в ноль подруга, скошенная приступом внезапного сна.
Ввалившись в разъехавшиеся двери лифта, Ихтиандр, отроду не выговаривающий половину согласных букв, скомандовал своему спутнику, брякнув охваченными бутылками: «Навми кнофку!» Скрипач не то чтобы не исполнил товарищеского указания, нет, он попытался и даже выставил указательный палец по направлению к лифтовой панели… Но в ту же секунду некая сверхчеловеческая сила накатила на него и он, блаженно улыбаясь, начал сползать по стене, оседая на пол. «Навми кнофку, гад!» - отчаянно прорычал Ихтиандр и, понимая, что всё уже бесполезно, прицелился собственным носом в квадратик под цифрой «8». После четвёртой попытки двери лифта загудели и начали съезжаться. И в тот момент, когда они должны были сомкнуться, пронзительный дамский голосок провизжал из фойе: «Подождите! Подождите!» Ихтиандр успел выбросить ножищу, двери шарахнулись об увесистый армейский башмак, заурчали и откатились назад. В лифт влетела невысокая, хрупкая, пергидрольная блондинка. Ихтиандр снова клюнул кнопку, двери с грохотом сомкнулись и кабина тронулась. Блондинка оказалась солисткой того самого ансамбля «Мираж» - Татьяной Овсиенко. Испуганно глянув на своих неожиданных попутчиков, один из которых уже возлежал у её чулочно-сеточных ног, а второй неотрывно обводил её мутным взором маниака, девушка прошептала еле слышно: «Мне на седьмой…» - растягивая губы в неестественной улыбке и зачем-то выпучивая глаза. Изогнувшись в вопросительный знак, Ихтиандр клюнул кнопку «СТОП». Лифт передёрнулся, словно икнул, и замер между этажами. Девушка тоже замерла. Великан перенацелился в квадратик под номером семь, тюкнул в него носом, не попал, снова тюкнул и снова не попал, а блондинка отчего-то не решалась помочь ему. Тогда он молча, не меняя позы, осторожно взял зубами её руку и поднёс к панели… Лифт пополз к назначенному пункту. Певица мельком взглянула на руку, рассмотрела следы прямо-таки нечеловеческих зубов и торопливо спрятала её за спину, и сама вжалась в стену, словно желая слиться с ней. И вот, когда до спасения оставалось каких-то полтора этажа, она услышала замогильный голос Ихтиандра….
- Деуфка, скафите, это не фы поёте «видеО, видеО»?
Вздрогнув, лифт остановился. Двери разошлись. Ужас отступил. И польщённая даже таким узнаванием девушка, нащупав туфелькой ковровую дорожку коридора, игриво ответила:
- Да, я! А что?
- Мэлодично. - констатировал адский голос.
Закрывшиеся тотчас двери навсегда разлучили их миры. Мираж растворился в казённой глуши. А Ихтиандр намертво ухватил поникшего скрипача зубами за воротник, выволок его из лифта и потащил прямо по коридору, к предпоследнему номеру справа.

Есть какая-то поэзия в не пришедших к адресату телеграммах. Какое- то неожиданное одиночество. Смещение созвучий. Импровизация. Случайное рандеву с чужими городами. Из ничего сложенная беседа с хронически невысыпающимся таксистом. Одна сигарета, две сигареты… Город будто вырублен в каменной тайге. Четвёртый час ночи. Тяжёлая энергетика прямоугольной архитектуры. По сравнению с уютным, как православное кладбище, хотя и обветренным Владивостоком, Новосибирск показался Филину городом древних саркофагов, каменным нагромождением зороастрийцев. Веяло от него чем-то первобытным, давно уже вымершим, будто этот новый город так и задуман был - городом мёртвых. Казалось, что здесь должны обитать лишь шаманы, лишь проигравшие сражения воины, да вдовы охотников, сгинувших в чёрной тайге. И даже разговорчивый таксист представлялся Филину фантастическим паромщиком, сотканным из текстов Германа Гессе. Филин усмехнулся сам себе. Какие уж тут телеграммы! Кто их получит… Минус двадцать семь. И даже адрес Джима скрипача звучал как сглаз, как ведьмино заклинание: «Студгородок НЭТИ». Филин несколько раз повторил про себя это таинственное созвучие, затянулся, выпустил носом дым, придавил окурок в пепельнице и сказал паромщику:
- Давай на вокзал.
Если Джим не явился в аэропорт, то значит он не получил телеграммы. Значит, его нет дома и направляться туда бессмысленно. А если он всё же получил телеграмму, но по какой-то причине не пожелал приехать к рейсу, то направляться к нему бессмысленно вдвойне. Что может быть хуже того, чем оказаться там, где тебя не ждут. Таксист молча развернул авто, срезав крылом пирамиду из застывшей снежной каши, и погнал к железнодорожному вокзалу, не обращая внимания на крысиные глаза светофоров, моргающих в ледяной пустоте.

Пробуждение оказалось страшнее сна. Там, во сне, Джима преследовала утопленница с прозрачной кожей и водянистыми глазами. Прикосновение к ней напоминало прикосновение к мёртвой рыбе, а поцелуи её были влажными и холодными, будто целовала его не женщина, а безжизненный омут. Скрипач вырывался, растаскивая когтями плотную пелену сновидения, расслаивал обступивший его похмельный кошмар, снова проваливался и снова рвался в явь… И сон отступил. Утопленница развоплотилась, холодная влага поцелуев сошла немедленно, и на смену этой трупной прохладе явился насквозь прожигающий тело сушняк. Не открывая глаз, чтобы не встретиться с реальностью прошедшей ночи, Джим запустил руку под кровать, где - он помнил, помнил! - оставалась на три четверти недопитая бутылка, заткнутая белым носком одной из присутствующих дам.
Два глубоких, как поцелуй утопленницы, глотка вернули ему мужество и он раскрыл глаза. Кажется, наступило жидкое мартовское утро одна тысяча девятьсот девяносто первого года. Скрипач лежал в гостиничной кровати, голый, вновь уже не трезвый, сквозь надорванную штору в номер вползал чахлый солнечный луч, в душевой комнате шумела вода, а казённое радио передавало странную информацию, посредством гнусавого мужского голоса: «Он уже с ранних пор стал выражать то раздирающее сердце равнодушие ко всему, которое не слышалось ещё ни у одного из наших поэтов. Безрадостные встречи, бессмысленные расставания, странные, бессмысленные любовные узы, неизвестно зачем заключаемые и неизвестно зачем разрываемые… Признавши над собой власть какого-то обольстительного демона, поэт покушался не раз изобразить его образ, как бы желая стихами от него отделаться. Образ этот не вызначен определённо, даже не получил того обольстительного могущества над человеком, которое он хотел ему придать…Может быть отделался бы он от безотрадного своего состояния, если бы только сохранилось в нём самом побольше уважения и любви к своему таланту. Но никто ещё не играл так легкомысленно со своим талантом и так не старался показать к нему какое-то даже хвастливое презрение, как Лермонтов. Незаметно в нём никакой любви к детям своего же воображения».
Прослушав это загадочное сообщение, скрипач, словно горнист, по-офицерски оттянув локоть, вложил в губы тёмно-зелёное горлышко бутылки и, не переводя духа, высосал её содержимое до последней капли. И только после этого ему удалось окончательно сообразить, что кроме него и набухшего портвейном белого девичьего носка, в номере никого не было. Хотя носок не в счёт. Он неодушевлённый. Но всё же, какое-то напоминание… Правда, надежду оставляла льющаяся в душе вода. Как есть, то есть без всего, Джим шагнул к ванной комнате и решительно рванул дверь. Увесистые телеса, открывшиеся его взору, подсказали скрипачу, что перед ним Ягуариха. Согласно этому открытию, он сделал небезосновательное умозаключение в отношении собственной наготы. Вслед за этим он подумал, что неплохо было бы обнаружить где-нибудь ещё одну бутылку портвейна, чтобы навсегда выветрить увиденное из памяти. А если получится, то даже выжечь этот чудовищный образ из самых отдалённых закоулков подсознания, где у каждого человека живут маленькие маньячата, рождённые вот такими вот лярвами. Он даже отступил на пол шага, но задержался с вопросом:
- А где все?
- На вокзал поехали. Девкам домой, в Барнаул надо. Уехали, короче, - безразлично ответила Ягуариха, и отведя с губ мыльную пену, добавила: - Минет хочешь? - таким тоном, будто интересовалась, желает ли он чашечку утреннего кофе.
Ещё раз глянув на такую удивительно крупную женскую особь, Джим снова подумал о портвейне, отступил ещё на пол-шага, прикрыл дверь и пустился в поиски собственных штанов, да и всего остального, без чего его могли счесть весьма легкомысленным на суровых и заснеженных улицах мартовского Новосибирска. Он надеялся застать Ихтиандра на вокзале. Вослед ему, из душевой, раздавался бешеный рёв Ягуарихи: «Над родною, над отчизной бесноватый снег шёл. Я купил журнал «Корея» - там тоже хорошо! Там товарищ Ким Ир Сен, там то же, что у нас! Я уверен, что у них то же самое, ведь всё идёт по плану! Всё идёт по плану! И всё идёт по плану-у-у!..»

проза

Previous post Next post
Up