Оригинал взят у
twower в
"28 панфиловцев". Интервью ШальопыНекоторые выдержки из свежего интервью режиссера А.Шальопы:
*****
- Расскажите о «своей» войне. Великая Отечественная для вас какая?
- Это то историческое событие, которое может быть стержнем национального самосознания. Такой экзамен, который огромный народ выдержал по огромному числу дисциплин.
Не только по тактике и стратегии, но и по дисциплинам промышленности, науки, идеологии, управленческих навыков. Лучше, чем кто-либо другой.
- Лучшие управленческие стратегии? «Врага трупами закидали» - не про вас история?
- Ерунда. Войны - это потери. Потери нашей армии и немецкой сравнимы. На огромных территориях с привлечением гигантских ресурсов ошибки, конечно, приводят к трагическим результатам. Мы не вправе оценивать ошибки, сделанные военачальниками много лет назад, не находясь в их креслах, не видя их карт, не зная их ресурсов. Мы можем изучать и обсуждать, но не осуждать.
- А каким у вас выйдет сержант Добробабин? (один из панфиловцев, ставший предателем и работавший на немцев - ЗР).
- Я хочу развести эти истории: бой у села Дубосеково и историю Добробабина. Для меня это, прежде всего, человек, который во время боя кидал гранаты в немецкие танки, чью фамилию капитан Гундилович назвал не зря - он был доблестным бойцом. Когда в конце войны он снова вступил в ряды РККА, - заработал орден Славы. Я не берусь осуждать его за поведение в немецком плену. Оснований считать, что он убивал, пытал советских людей, нет. На мой взгляд, лучше предателя не счесть предателем, чем унизить настоящего героя. Добробабин был человеком, который хотел жить, а не умирать. Его село Перекоп находилось в глубокой оккупации - за тысячу километров от фронта.
На оккупированной Украине было совершенно неочевидно, что советская власть когда-то туда вернется. И подавляющее большинство жителей так или иначе работали на немцев.
- У вас нет ощущения, что вы пытаетесь оправдать сержанта?
- Я это и стараюсь сделать, не чувствуя себя вправе осуждать. Мы не были в тех обстоятельствах. Условием выживания Добробабина была служба в немецкой полиции, когда пришла РККА, условием жизни стала служба в Красной армии. Он снова взял автомат.
- Это не есть предательство?
- Сложная категория… предательство-либо слабость, либо глупость. Чем старше становлюсь, тем реже использую эту категорию.
- У вас легкий фильм?
- Я очень хотел, чтобы он легко смотрелся. Но таким, как «В бой идут одни старики» - военной драмой, рассказанной невероятно легким языком, - он не будет. И таким, как недавние фильмы о войне, тоже - мы снимаем кино о победе, не о поражении. Я надеюсь, что люди придут второй раз, чтобы после первого просмотра в мыслях было не «какой ужас: кровь, грязь, кишки, оторванные головы».
Чтобы вышли из зала и чувствовали гордость, удовлетворение, катарсис.
- «Фильм нужен нам самим» - вы сказали в одном интервью. Зачем?
- Таких фильмов нет. «28 панфиловцев» - опорный подвиг нашего народа. Это была многонациональная дивизия с людьми из Казахстана, Киргизии, Украины.
- Последние фильмы о войне как оцениваете?
- «Предстояние» и «Цитадель» - фильмы вообще не о войне, - Шальопа пьет кофе и, вероятно, от него сильно морщится. - Это режиссерское видение, совершенно не историческое кино. У Михалкова стояла задача сделать творческий продукт с огромным количеством метафор. Мне не понравилось. «Сталинград» - тем более, не о войне и не про Сталинград. Это ведь сказочная история, многократно рассказанная людьми друг другу. Если бы он назывался по-другому, то раздражения было меньше. Та же проблема у замечательного фильма «Битва за Севастополь». Это один из лучших фильмов о войне. Но почему за Севастополь?
- Конъюнктура, конечно. Чтобы народ, который «крымнаш», валом шел. Это же претензии не режиссеру, а маркетологу.
- Абсолютно. Там же вообще ничего не про Севастополь. Чтобы созвать людей на первый уикенд, создается гнусный обман. А режиссер, я уверен, ни при чем. Это чистое кино. А Бондарчук и Михалков знали, что делают.
- Вы про слоган «великое кино о великой войне»?
- Это же нечестно! «Штрафбат» я не досмотрел, как и «Сволочи». Война - это набор очень конкретных целей, которые очень просты: есть то, что нужно защищать, и те, с кем нужно воевать. Явно видно своих и чужих.
Фронтовики ведь вспоминали эту простоту: есть враг, которого нельзя пускать за линию фронта, потому что позади Родина. Это очень просто.
- Их реальные рассказы о фронте вошли в фильм?
- Нет. Фильм - абсолютно художественный. Подвиг панфиловцев - это канва, рассказанная в легенде. Я имел абсолютный карт-бланш, чтобы воссоздать эту историю в деталях. Нас там не было, никого в живых не осталось - мы можем только придумать эти детали.
- Мы оба знаем, что подвиг панфиловцев был не совсем таким, каким он вошел в учебники.
- Это важный, но фольклорный элемент. Как евангельские истории. Каждый имеет право интерпретировать легенду так, как он ее видит. Нынешние историки лезут с исторической меркой в то, что принадлежит культуре. Большинство подвигов не может быть подтверждено. У них есть исторические основы, но у этих подвигов другая миссия.
Наш фильм - как учебник. По этим деталям можно будет изучать историю. Мы обязаны воссоздать канву так, как это было тогда. Раньше фильмы о войне смотрели фронтовики - какая им разница, насколько аутентичны самолеты, летающие, когда «в бой идут одни старики». Неужели для Чухрая, снявшего «Балладу о солдате», имело значение, какой он снимает танк - он сам в танке воевал. А сейчас эти детали имеют значение, потому что поколение, которое это видело и помнило, ушло.
Мы не знаем, дословно ли за политруком Клочковым записали фразу «велика Россия, а отступать некуда - позади Москва», но вероятность того, что политработник, который был должен поднимать солдат в бой, мог произнести что-то похожее или ровно то же, крайне высока.
*****