Берегите любовь... своих клиентов!

Sep 06, 2012 11:00

   Что-то с утра чувствую себя как начинающий заболевать человек. Решил в аптеку сходить, что рядом с работой. Социальная аптека, на Ким-Ю-Чена, - цены там обычно лучше чем у других, да и выбор хороший.  Пока стоял в очереди и мучительно выбирал себе лекарство, увидел интересный аппарат, ранее мной в городе не замеченный


Конечно же сфотографировал, и тут вдруг слышу в спину, - вы зачем ЭТО сфотографировали? Это запрещено!


- Девушка, кто может запретить?
- Это частная собственность!
- На основании чего вы мне запрещаете производить фотосъемку? 
- Но это нельзя делать...
- Девушка, своим запретом вы сейчас можете очень сильно  подвести свою руководство.

задумалась...

Продолжаю фотографировать

рядом возникает женщина в белом халате, с бейджем на котором имеется только имя и отчество. 
- Прекратите снимать!
- Я еще раз повторяю, - фотосьемка, в том числе частной собственности,  на территории РФ разрешена. Препятствие в ее осуществлении это нарушение прав граждан страны. Вам так нужен иск в прокуратуру города по данному факту?
- Нет, она запрещена. Владелец имеет право запретить фотографировать.
- Понятно. Кто вы? 
- Я заведующая!
- Отлично, дайте пожалуйста телефон того, кто лучше вас разбирается в этом вопросе...
- Вот телефон.
- Благодарю.

Звоню директору, - хвалю за креативность в продвижении продукции (речь конечно о кондомате), но так же сообщаю что ее сотрудники могут испортить весь эффект от маркетинга своей полной некомпетентностью. Привожу примеры Дома Одежды, магазина Радуги, даже московского метро :)   Чувствуется что на том конце провода более адекватный человек.  Обменялись телефонами, пообещал проконсультировать ее по этому вопросу в любое удобное для нее время, она же в свою очередь пообещала обучить своих сотрудников. Надеюсь так и будет.

Ну а для тех кто также сомневается в праве разрешения фотосьемки, оставляю спойлер:

[Юридическое обоснование]

В общем случае ответ на этот вопрос выглядит так: снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное).

Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статьекоторого дано определение «общедоступной информации»: к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами.

В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, многочисленные запреты, сформулированные в подзаконных актах, являются правомерными только в том случае, если акт принят на основании закона, дающего его авторам право ограничивать доступ к информации.

Основная особенность большинства законов, устанавливающих такие ограничения - они предусматривают меры, которые направлены на то, чтобы с охраняемой информацией нельзя было ознакомиться посторонним. Если сведения могут быть получены посторонним - значит, они либо относятся к общедоступной информации, либо закон, который закрепляет ограничения доступа, не соблюдается. Но за его несоблюдения посторонний человек «с улицы» ответственности нести, разумеется, не может.

Под «доступом» закон «Об информации…» понимает «получение информации и возможность ее обработки». Очень важно помнить, что сама обработка в понятие «доступа» не входит. То есть, после того, как человек на законных основаниях получил возможность как-то зафиксировать или обрабатывать конкретную информацию, «доступ» состоялся. Как-то повлиять на то, с помощью каких средств ведется обработка, у обладателя информации права уже нет. Все ограничения «возможности обработки» также должны быть предусмотрены федеральным законом.

Раньше «информация» была включена, отдельно от «вещей», в список «объектов гражданских прав» из статьи 128 ГК, однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к «интеллектуальной собственности» (например, «ноу-хау»).

Гражданское законодательство не запрещает заключение договоров, вообще не предусмотренных законом - главное, чтобы они закону не противоречили. Но до тех пор, пока стороны не пришли к соглашению об условиях, никакого договора не заключено, и никто не может запрещать получать и фиксировать информацию в тех случаях, которые не предусмотрены законом.

Кроме того, статья 44 Конституции гарантирует гражданам России право на свободу творчества. Право быть автором произведений искусства упомянуто в статье 18 ГК, в составе правоспособности гражданина, а в статье 22 содержится запрет включать в договор условия, ограничивающие право- или дееспособность.

А четвертая часть ГК регулирует правоотношения, связанные с использованием произведений, охраняемых авторским правом, к которым относятся и фотографии. При этом закон устанавливает возможность разрешения или запрета только на действия с уже существующими произведениями, возможности запрета на создание новых он не предусматривает. В статье 1233 ГК, которая говорит о распоряжении исключительным правом, запрещается даже включать такие условия в договор: они являются ничтожными, то есть, недействительными, причем без всякого признания их таковыми судом. Фактически, утверждение о ничтожности этих условий детализирует запрет из статьи 22 ГК.

Существует также перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный указом Президента, в который входят «персональные данные», «тайна следствия», так называемая «служебная тайна», «тайна переписки» и другие категории сведений. Однако, перечень этот носит ориентирующий характер, и при его применении приоритет отдается принятым позже федеральным законам, которые имеют большую юридическую силу.

Некоторые категории информации из перечня федеральными законами не предусмотрены вообще, например, «служебная тайна», к которой чаще всего причисляют информацию с грифом «Для служебного пользования». Законных оснований для привлечения к какой-либо ответственности за ее разглашения нет, конфиденциальность такой информации обеспечивается ведомственными нормативными актами и угрозой привлечения к дисциплинарной ответственности.

В качестве примерного перечня категорий информации, доступ к которой ограничен, может использоваться второе приложение к регламенту размещения судебных решений в ГАС «Правосудие». Первая часть этого приложения содержит уже упоминавшийся «перечень сведений конфиденциального характера», а вторая представляет собой большую подборку ссылок на законы, устанавливающие такие ограничения.

В случае, если такую информацию разглашает лицо, которому она стала известна в связи с работой, оно может быть привлечено к ответственности по статье 13.14 КоАП.

И конкретно о правах собственника

[его права]
Обычно на «право собственника» ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе, и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится статья 209 Гражданского кодекса, повествующая о содержании права собственности, которая наделяет собственника полномочиями по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
Ссылающийся совершает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» им. Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить «пользованием» вообще любое получение информации, включая пристальное рассматривание. Фактически тот, кто вводит на территории своей собственности подобные запреты, пытается запретить другим пользоваться их собственностью, то есть, фотокамерами. Запрет на фотосъемку внутри магазинов и прочих мест оказания услуг имеет, по большому счету, одну реальную причину: владельцы заведений хотят пресечь фиксацию возможных нарушений закона «О защите прав потребителей» и других нормативных актов.

Вся информация о товарах, которую продавец предоставляет покупателю, представляет собой так называемую «публичную оферту», описанную в статье 437 ГК. Доступ к информации, входящей в состав такой оферты, должен предоставляться неограниченному кругу лиц, поэтому она, в соответствии с законом «Об информации…» является общедоступной. То, с помощью чего покупатель будет фиксировать и обрабатывать такую информцию, владелец заведения регламентировать не может.

В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе - это ст. 152.1, «Охрана изображения гражданина». Охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает.

Какие-то ограничения могут быть установлены на создание и распространение изображений тех предметов, которые являются произведениями, охраняемыми авторским правом. Однако, авторские права будут принадлежать создателю таких предметов, а не их обладателю: по общему правилу, сформулированному в ст. 1227 ГК, «интеллектуальные права» не зависят от права собственности на ту вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности, и не переходят вместе с правом собственности.

К тому же, как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ее использования», таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе. Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают «права и охраняемые законом интересы других лиц».

Если же речь идет об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон «О защите прав потребителей». Его восьмой статьей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрататывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается. Кроме этого, статьей 16данного закона закрепляется недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными правовыми актами. А поскольку «потребителем» считается гражданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением.

Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 ЗоЗПП, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно.

Наиболее популярным документом в этой области являются «Правила продажи отдельных видов товаров», в которых подобных запретов не содержится. Не исключено, что они есть в других нормативных актах Правительства, регулирующих какие-то другие услуги, но автору данного сборника ничего о них не известно.

Пункт, позволяющий хоть как-то обосновать запрет на съемку, содержится только в пятом пункте «Правил оказания услуг общественного питания», который дает владельцу заведения право устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Однако, ограничение на сбор информации все-таки противоречит Конституции и закону «Об информации…» Таким образом, любые запреты на фото- и видеосъемку могут вводиться только тогда, когда она перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям.

Тем не менее, иногда может потребоваться согласие на публикацию фотографии от собственника изображенного на ней предмета. Прежде всего - при продаже фото в зарубежные фотобанки или издательства: такое требование содержится в законодательстве некоторых зарубежных стран. Кроме того, согласие может потребоваться при коммерческом использовании фотографий предметов, находящихся в музеях (это, пожалуй, единственный случай, когда собственник может ограничить использование изображений своей собственности).
Кроме того, иногда владелец заведения разрешает съемку за плату, объявляя ее «услугой». Это также незаконно: «услугой», в соответствии со статьей 779 ГК, являются только «действия» или «деятельность». В данном случае имеет место только незаконный запрет, а действия по съемке производит сам посетитель.
  Не все так плохо в нашем любимом городе, например сеть Иль Де Ботэ, куда меня недавно затащила супруга, очень даже не возражала против фотосьемки. За это им личный респект, и как бонус, - фото товара, который мы у них купили, - запах потрясающий + куча подарков в нагрузку. Но имея совесть, таки спрячу эти фото под спойлер :)

[фото кондомата с ценами и того что позволило Иль Де Ботэ]







фото отстой, но ведь на телефон же снимал...  зеркалка не всегда под рукой :(
А вам запрещали где нибудь фотографировать?

Кстати, - директор сети вполне могла бы поделиться многочисленными случаями, когда именно клиент оказывается не прав, так что если будет очередная передача на эту тему, - есть кого пригласить в качестве оппонента...


Link
Previous post Next post
Up