Триумфальная арка в Хабаровске: быть или не быть?

Dec 06, 2018 15:25

В Хабаровске подведены итоги открытого конкурса на лучший проект по воссозданию триумфальной арки.



Речь идет об архитектурном сооружении, утраченном дальневосточной столицей в 30-х годах прошлого века. Ажурная триумфальная арка, выполненная из дерева, была построена в 1891 году к приезду в Хабаровск наследника российского престола цесаревича Николая Александровича Романова.
Располагалась она рядом со зданием Амурского речного пароходства на улице Тургенева. Арка простояла до 1924 года и была снесена. Стоит отметить, что на самом деле арок было две: «верхняя» и «нижняя» (см фото выше). Последняя располагалась на этой же улице, но в районе нынешнего краеведческого музея. Она была «запасной»: на случай если корабль, на борту которого Цесаревич прибыл в Хабаровск, причалил бы, не дойдя до дебаркадера главной пристани. Высокий гость под «нижней» аркой так и не прошел. Сразу после ее визита «дублера» разобрали на дрова. «Верхняя» же арка простояла еще 33 года.
В течение нескольких лет общественники краевого центра поднимали вопрос о ее восстановлении. С целью изучения лучших проектных предложений по ее воссозданию и был проведен муниципальный конкурс, принять участие в котором смогли все желающие.
Как рассказал главный художник города Сергей Пеньков, творческое состязание, стартовавшее шестнадцатого ноября, подошло к концу. Десятка лучших архитекторов города, входивших в состав жюри, изучила и оценила семь масштабных разработок, представленных хабаровскими проектировщиками.


Авторы большинства проектов скопировали исторический облик триумфальной арки либо полностью, либо максимально приближенно к оригиналу, но практически все сохранили исторические габариты объекта: 15 метров в высоту без шпилей и 17 метров - с таковыми. «В качестве материала для постройки, предлагалось преимущественно дерево - как это было изначально. Но выдвигались и варианты с применение металла и пластика», - поделился деталями Сергей Пеньков.


Та же самая ситуация, по его словам, и с местом расположения строения. Львиная доля авторских предложений по ее размещению - Комсомольская площадь: либо ее смотровая площадка, либо участок перед лестницей, ведущей на набережную. Впрочем, и здесь не обошлось без вариаций. «В одном из проектов предлагается разместить ее на так называемой Тургеневской лестнице, в другом и вовсе возле «Платинум арены». Там, по замыслу авторов, она должна стать символическими воротами на пешеходную улицу а-ля Арбат, о которой хабаровчане давно мечтают. Ее разработчики предлагают проложить от арены до торгового комплекса «НК Сити», - рассказал он.
А в одном из проектов автор предлагает не только воссоздать сразу обе арки - и основную, и «запасную», но и присовокупить к ним макет парохода «Ингода» в натуральную величину - копию того, на котором цесаревич Николай прибыл в Хабаровск. По замыслу художника, символический корабль должен «бросить якорь» в парковой зоне городской набережной.
Вот, собственно, сами конкурсные работы. Не так детально, как хотелось бы, но уж как есть.

































По итогам конкурса жюри определены три проекта-победителя. За первое место предусмотрена премия в размере восьмидесяти тысяч рублей, за второе - шестьдесят тысяч и сорок тысяч - за третье. Награды будут вручены их авторам в середине декабря. «Победа в конкурсе вовсе не означает, что какой-то из трех выигравших проектов будет немедленно воплощен в жизнь. Начнем с того, что все три требуют серьезной доработки. Необходимо также принять нелегкое решение и по месту установки триумфальной арки. А от этого, в свою очередь, зависит окончательный выбор проекта, который будет принят за основу. Но, самое главное, хабаровчане еще пока не пришли к единому мнению в вопросе так ли необходимо городу воссоздание этого объекта: быть арке в Хабаровске, или не быть вовсе. Как бы то ни было, на случай, если горожане выскажутся за ее постройку, пилотные проектные варианты у нас уже есть», - резюмировал Сергей Пеньков.

администрация Хабаровска, город Хабаровск, конкурс, культура, история, история Хабаровска, строительство, Хабаровск

Previous post Next post
Up