Городское сообщество вновь должно искать пути решения вопросов расселения ветхого жилья…
Ликвидация в 2005 году государственной программы переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда, отсутствие средств в бюджете города на исполнение государственных полномочий по расселению граждан потребовала принятия решений. Цель обеспечения жильем семей из таких домов, которые не в состоянии самостоятельно приобрести или получить жилье удовлетворительного качества, действием программы развития застроенных территорий достигнуть в полной мере нельзя.
Напомним, что по закону Российской Федерации городские власти должны планировать бюджетные деньги и решать самостоятельно вопросы местного значения, с учетом интересов всех горожан, а в жилищной сфере с 01.03.2005 принимать меры по обеспечению нуждающихся и признанных по ЖК РФ малоимущими горожан жильем в порядке очередности.
В настоящее время в городе Хабаровске на учете состоят 5483 семей, больше 15 тыс. человек. Из них после 01.03.2005 принято на учет 1018 семей. Первые семьи были приняты на учет по законодательству РСФСР еще в 1984 году. Многие семьи из принятых на учет до 2005 года признаваться малоимущими отказались, либо не признавались потому, что доход превышает уровень, установленный законом. При этом закон не предусматривает снимать с учета семьи, имеющие достойный доход. Социальные обязательства органов местного самоуправления по обеспечению жилищных прав такой категории граждан не определены.
Общая площадь жилищного фонда городского округа «Город Хабаровск», признанного аварийным и подлежащим реконструкции за последние 5 лет, без учета домов, вошедших в границы территорий, предоставленных для строительства инвесторам-застройщикам с условием расселения жильцов своими силами за счет собственных средств, составляет 45 785,2 кв. м. Отсутствует на законодательном уровне порядок и не определены источники финансирования ремонта таких домов.
Как смотрит на проблему самостоятельная независимая ветвь государственной власти?
По причине проживания граждан в неблагоустроенных жилых домах, не соответствующих санитарным и техническим требованиям, суды принимают решения о предоставлении гражданам благоустроенных квартир из городского жилищного фонда, несмотря на то, что граждане в очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений либо не состоят, либо не признавались малоимущими, либо есть семьи, вставшие на учет ранее их.
За последние 10 лет в администрацию города Хабаровска на исполнение поступило более 380 решений судов о предоставлении гражданам благоустроенных жилых помещений.
В среднем ежегодно по городу Хабаровску принимается 27 решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений из городского жилищного фонда. На исполнение решений судов из муниципального жилья в среднем ежегодно предоставляется 35 жилых помещений. Кроме того, по причине отсутствия требуемых площадей жилых помещений администрация города предоставляла денежную компенсацию их стоимости.
Так, в течение последних трех лет на исполнение решений судов направлено 107 жилых помещений, выдано компенсаций стоимости жилых помещений 31:
- в 2014 было предоставлено 47 жилых помещений, за 16 жилых помещений произведена компенсация их стоимости;
- в 2015 - 27 жилых помещений, 13 компенсаций;
- в 2016 - 33 жилых помещений, 16 компенсаций.
За первое полугодие 2017 предоставлено пока 10 жилых помещений. Сколько бы семей - очередников смогли улучшить свои жилищные условия, если бы это жилье было предоставлено им?
В настоящее время в администрации города на исполнении находится 68 решений судов о предоставлении 76 жилых помещений общей площадью 3568,45 кв. м., стоимостью 247 436 383 руб.
Легко исполнить?
Гарантированное государством в начале ХХI века гражданам, проживающим в домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение благоустроенного жилья, фактически исполняется местными властями в силу общепризнанной обязательности исполнения судебных решений. Однако получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает. Исполнение таких решений сталкивается с определенными препятствиями объективного характера.
В связи с действием Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в городе Хабаровске приватизировано гражданами 94,5 % жилых помещений. Свободных жилых помещений, которые возможно предоставить на исполнение решений судов, незначительное количество. Учитывая, что принимая решение о предоставлении гражданам жилого помещения, суд указывает на размер площади жилого помещения, на количество комнат в жилом помещении, а в ряде случаев и на этажность, направить даже освободившиеся жилые помещения на исполнение решений судов не всегда представляется возможным.
Между тем к администрации города Хабаровска за неисполнение судебных актов применяются меры ответственности. Судебными приставами активно выносятся постановления о взыскании с администрации города Хабаровска за не предоставление нужного жилья в 5-дневный срок исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Далее применяются меры административной ответственности - штраф до 50 000 рублей, в случае неисполнения решения суда после наложения первого штрафа взыскивается штраф до 70 000 рублей.
Так, только в 2016 году с администрации города Хабаровска за объективную невозможность исполнить все судебные решения сразу было взыскано исполнительских сборов на сумму 1 937 500 руб., штрафов на сумму 2 860 000 руб., всего на общую сумму 4 797 500 руб.
Какие судебные решения исполняют местные власти?
Например, решение суда Центрального района, принятое по иску семьи, проживающей в доме по ул. Калинина:
Дом в 2015 году признан аварийным и подлежащим реконструкции. Маневренный фонд до проведения реконструкции предложен всем жильцам. Не согласившись на временное жилье, семья - истцы из 11 человек, прописанная (проживающая ли фактически?) в комнате площадью 13,2 кв.м., требовала представить несколько отдельных квартир, потому, что распалась на несколько новых семей. Итог: по решению суда администрация обязана предоставить семье 198 кв.м.! Что делать, не исполнять нельзя. Предложены 4 отдельных квартиры площадью 60, 30, 36 и 72 кв. И не согласны с такими квадратами и квартирами…истцы! Не устраивает район города, инфраструктура.
Еще примеры:
Семья в 2010 году покупает в собственность квартиру в деревянном бараке в доме по ул. Воровского с процентом износа на 1994 год - 70. Прежний собственник радовался такому избавлению. Дом по физическому износу стал обрушаться, в итоге - решение суда 2015 года о предоставлении собственникам благоустроенной квартиры из муниципального жилищного фонда.
В 1995 году семья купила частный далеко не новый дом. В 2005 году дом сгорел. Несмотря на то, что законом предусмотрено «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник», суд обязал администрацию города предоставить семье благоустроенное жилое помещение из муниципального жилищного фонда.
Что поддержат горожане
Прямые обязательства органов местного самоуправления - обеспечение в порядке очереди жильем состоящих на учете нуждающихся и малоимущих граждан. Их в городе 5483 семей, больше 15 тыс. человек. И все они ждут в очереди своих квадратных метров, временами спрашивая у власти: неужели так мало жилья и когда дойдет их очередь? Жилье, мало, но есть. И практически все оно идет на исполнение решений судов.
Не противоречит ли интересам состоящих на очереди на муниципальное жилье граждан, общественным интересам, интересам городского сообщества направление в первую очередь жилых помещений муниципального жилищного фонда не на исполнение прямых полномочий для очередников, а на исполнение государственных полномочий и предоставление жилья для нескольких обратившихся в суды семей, проживающих в неблагоустроенном ветхом жилье?
А улучшение жилищных условий путем покупки квартиры в неблагоустроенном ветхом жилье с перспективой обращения в суд за новым жильем, мягко говоря, аморально. Отсутствие методов правового регулирования таких способов обогащения должно компенсироваться хотя бы установлением законодательного ограничения в обороте объектов - жилых помещений в неблагоустроенных жилых домах с большим процентом износа, не соответствующих санитарным и техническим требованиям.