…кто виноват и что делать…
Развитие жилищного строительства начала ХХI века.
В г. Хабаровске за период 1997 - 2001 годы было построено 247,8 тыс. кв. м жилья. Объемы строительства в городе снижались, так в 1998 году было введено 105,6 тыс. кв. м, а в 2000 году только 86,4 тыс. кв. м. На Хабаровск приходится почти 80% всего строительства жилья в крае. Объемы комплексного капитального ремонта жилищного фонда в городе составляли всего лишь 1,14 тыс. кв. м. Строительство велось в основном за счет частных инвесторов. Муниципальное и государственное жилье строилось в незначительной степени чаще за счет бартерных сделок по предоставлению земельных участков под застройку. Незначительными были данные о количестве семей, которые приобрели квартиры за свои средства или получили их в наем. Что касается семей, получивших жилье в наем, то их количество в 2001 году составило 1166, из которых заметное большинство - 851 семья (73%), получили квартиры в существующих домах и лишь остальные 315 семей во вновь построенных. Определенное количество семей получило квартиры в городе Хабаровске в соответствии с отраслевой программой строительства жилья для переселения пенсионеров и высвобождающихся работников железнодорожного транспорта из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 1997 - 2000 годы.
Приведенные данные говорят о том, что осуществление переселения граждан из ветхого и аварийного жилья путем предоставления им жилья во вновь построенных домах экономически неверно и практически нереально. В бюджете города денежных средств на строительство нового жилья не было, что обусловило поиск иных путей реализации задачи переселения.
Из программы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», утвержденной 22.01.2002 года:
«…на сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда государственных предприятий. Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере…»
Отмеченное в нормативных документах 2002 года обеспечение права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, являлось обязанностью государства. Требовалась программная разработка.
Одним из плановых решений проблемы расселения и сноса аварийного жилья, приоритетной в начале ХХI века, стала государственная программа 2002 года переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах России, программа предусматривала расходы на выполнение поэтапно с 2002 по 2010 годы мероприятий в размере 160 млрд. рублей. Формирование средств планировалось за счет федерального, краевого, местного бюджетов и внебюджетных средств.
Созданы предпосылки для формирования государственных, краевых и городских программ.
С законодательно оформленной поддержкой государства без промедлений город Хабаровск формирует перечень многоквартирных домов, куда вошли, хотя и не все, 933 дома постройки 1950 - 1960 годов, имеющие физический износ более 60 процентов, морально и физически устаревшие и не соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям. По мере расселения перечень планировалось пополнять. Новоселье должно было состоятся для 6 511 семей хабаровчан, построено 386,7 тысяч кв. м. жилья.
В 2002 - 2004 годах за счет трех бюджетов для расселения горожан из аварийных многоквартирных домов построены 216 квартир, общей площадью 10,773 тысяч кв.м., переселены 223 семьи. Процентное отношение финансирования планировалось так: федеральный бюджет - 34%; краевой - 35%, городской - 12%, внебюджетные источники - 8%. На деле получилось основную финансовую нагрузку понес городской бюджет: потрачено 152 миллиона рублей из городского бюджета, 2 миллиона из краевого и 71 миллион из федерального. Непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью - 6 тысяч квадратных метров ликвидирован в районе улиц Шеронова - Уссурийский бульвар, Панькова, Дикопольцева, Войкова. Еще 6 лет работы в таком режиме и при увеличении поступления средств из федерального, краевого, городского бюджета и цель решения квартирного вопроса достигаема.
Только поступление средств тревожило…И не зря.
Учтя большие финансовые затраты, государство программу переселения граждан в 2005 году признает утратившей силу. Финансирование из федерального и краевого бюджетов прекращено.
Что делать городам, в том числе Хабаровску? Направить средства бюджета города на исполнение государственных полномочий по расселению ветхого жилья? Потратить несколько сотен миллионов рублей, тогда откуда брать деньги на зарплаты учителям, служащим социальной, культурной сферы, вообще бюджетникам? Разумеется, продолжение городских мероприятий по расселению и сносу домов стало не возможным.
Жилищная политика государства с 2005 года претерпела значительные изменения.
2005 год начался с принятия нового Жилищного кодекса РФ, которым определено, что бесплатные квартиры с 1 марта 2005 будут предоставляться только официально признанным по жилищному законодательству малоимущим гражданам. Остальным гражданам государством было предложено использовать для улучшения жилищных условий рыночные механизмы: ипотечные кредиты, долевое строительство жилья, жилищно - строительные кооперативы.
Итоги работы федеральной программы по городу Хабаровску.
Вернемся к федеральной программе «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда». Горожанам предоставлены 223 квартиры новой планировки в благоустроенных десятиэтажных новостройках по ул. Стрельникова и пер. Байкальскому. Из 223 квартир менее чем в ¾ семьи продолжают проживать, а более чем ¼ квартир были проданы. Остается вопрос об оценке эффективности программы, принятой с целью обеспечения жильем семей, которые не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества. Этот вопрос будет учитываться при разработке других программ по реализации жилищных прав остро нуждающихся в жилье граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде
О реализации других программ будет рассказано далее.