Оригинал взят у
dkphoto в
Хабаровск на закате осени 1 Если прошлая зима была довольно-таки мягкой и малоснежной, то от подступающей подобной благосклонности, похоже, ожидать не стоит. Уже первая половина ноября засыпала снегом город, да так, что и пару дня спустя после снегопада улицы небезопасны для движения.
2 Поскольку город с этой точки съемки я показывал уже неоднократно, не стану давать описание запечатленных улиц, площадей и объектов. Тематика затерта до дыр, в отличие от погодных катаклизмов.
3 К счастью, в прошлый четверг, когда заглянула со стороны Татарского пролива метель, многие автомобилисты поверили прогнозу и оставили свои машины в гаражах и на стоянках. Судить об этом явлении можно было уже по тому, что на улице в районе моего офиса оставались места для парковки даже в разгар дня. А вот в понедельник, похоже, почти все решили, что дороги уже достаточно очищены - и по крайней мере на южном направлении сегодня создалась чудовищная пробка. Я вышел из дома в 6:50, но до центра ехал рекордные для раннего утра два часа восемь минут. Хвала начавшемуся отпуску, ибо на работу я нынче точно бы сильно опоздал. В немалой степени в заторах оказались виноваты автохамы, объезжающие очередь по обочине, разделительной и встречке - по Павла Морозова вместо штатных двух полос в центр было пять, причем хамы из трех «лишних» полос ехали заметно быстрее законопослушных водителей, массово подрезая последних на каждом светофоре. ГИБДД традиционно все это до лампочки. Для чего упомянутая служба вообще существует - уже и не знаю.
4 Моя лучшая половина перед началом снегопада решила поездить на автобусе, поэтому я временно использую ее машину как лучше приспособленную к зимним условиям. В четверг вечером пришло понимание, что на второй машине - переднеприводной и более низкой - покинуть центр я бы просто не сумел.
5 Скорее всего, без лопаты не выбрался бы даже из образовавшегося к вечеру вдоль проезжей части сплошного снежного вала, в сооружение которого внесли свою лепту ветер и грейдеры. Даже просто очищать корпус машины при помощи широкой щетки пришлось добрую четверть часа. Равно как и раскапывать ворота гаража. Фотографии, к слову, не особенно наглядны - я делал их уже на следующий день, когда метель улеглась. В воскресенье, кстати, ухитрился-таки застрять прямо в ГСК.
6 Но если дороги как-то чистили, то тротуары, зачастую даже в центре, оставались опаснее проезжей части. Согласно даже официальным данным, травматизм за последние дни вырос втрое. После снегопадов очень хорошо заметно, где коммунальщики в самом деле стараются, а где дворники только числятся.
7 В разгар метели и в утро после нее заказать такси, говорят, оказалось почти нереально. Те же службы, что продолжали принимать заявки, подняли расценки.
Вообще мне страшно не нравится то, к чему приходит сейчас хабаровское такси. Не уверен, что большинство, но по крайней мере значительное количество служб превратились в свое рода биржи (та же «Столица ДВ»), на которых водители-фрилансеры принимают только те заказы, которые их устраивают в данный момент времени. В итоге короткие поездки по центру, особенно в часы пик, просто игнорируются даже при наличии свободных машин по соседству, а диспетчер не может не только указать время ожидания, но и вовсе гарантировать выполнение заказа. Ну и зачем такой сервис, спрашивается? Сами назначили расценки, но работать за них же не хотят… После этого суждение, мол, сейчас целесообразнее отказываться от личного автомобиля и придомового подземного паркинга, кажется мне далеко оторванным от реалий. Я уже молчу про то, что нередко таксуют, извините, молодые идиоты на мощных заднеприводных машинах с лысоватой резиной, что, однако, не избавляет их от привычки лететь на 80 километрах в час по обледеневшей колее на красный сигнал светофора. Не далее как в пятницу вечером мне такой уникум попался. Подозреваю, что дожить до двадцати пяти ему будет очень непросто.
8 Однако хватит почитать понедельник минутой ворчания. Лучше покажу, как на ноябрьский Хабаровск постепенно опускается вечер. А происходит это сейчас задолго до окончания рабочего дня. И будет так, видимо, как минимум до середины весны.
Вид на центр города из окна моего кабинета. Объектив направлен на восток параллельно улицам Карла Маркса и Ким Ю Чена, проходящим соответственно справа и слева чуть за границами кадра. На переднем плане поперек фотографии тянется улица Волочаевская. Тут я все-таки, вопреки первоначальному замыслу, сделаю отвлечение на некоторые детали. Ближе всего можно видеть светлый особняк нотариуса П.Ф. Пахорукова, построенного в 1912 году известным хабаровским архитектором Б.А. Малиновским. Для своего времени дом обеспечивал максимум комфорта, он уже изначально был подключен к водопроводу и был оснащен системой канализации. В середине прошлого века здание занимал детский сад, а с 1961 года дом отдали под нужды гостиницы крайисполкома. В этих стенах побывало немало весьма высокопоставленных гостей города и края. Левее на противоположной стороне улицы на месте, ныне занимаемом футуристических форм современным особняком (вроде бы одного из бывших воротил местного банковского бизнеса) стоял довольно скромный деревянным дом, в котором долгие годы жил легендарный первый секретарь хабаровского крайкома Алексей Клементьевич Черный. Очень удобное расположение было в свете близости резиденции высоких гостей и пешей досягаемости мест работы (до строительства Белого дома на площади Ленина крайком размещался в Дом советов на углу улиц Карла Маркса и Фрунзе). Впрочем, в ту пору в городе пробок все равно не было.
Чуть правее, выше по рельефу, стоит здание Хабаровского колледжа искусств, раньше называвшегося Хабаровским училищем искусств, что образовывало не слишком благозвучную аббревиатуру. Строительство его началось еще в 1935 году, но первоначально здание было спроектировано одноэтажным для небольшой больницы; широко использовался труд заключенных внутренней тюрьмы НКВД. Тем не менее объект вскоре оказался заброшен - все силы кинули на строительство главного здания чекистов, и рабочие вернулись сюда уже после войны, правда, уже в ином составе - привлекли японских военнопленных. Свой окончательный вид здание приобрело лишь в 1952 году.
9 Фрагмент более крупным планом. В центре кадра можно видеть стилистически близкую к «банковскому» особняку современную реинкарнацию некогда уныло-функционалистского Дома быта (внешний результат работы нынешних архитекторов таков, что уж лучше бы ничего не трогали; внутри же стало объективно лучше). Слева позади виднеются башни очередного жилого комплекса «Ришвиль», достраиваемого на Ленинградской в районе Батуевской ветки.
10 По диагонали кадр пересекает Амурский бульвар, который легко узнать по серому зданию Гражданспроекта.
11 Вечная пробка на подъеме от улицы Дзержинского к Муравьева-Амурского. На примере двухэтажного дома Алексеевской гимназии, в позднесоветское время более известной как станция юных техников, в стенах которой и ваш покорный слуга некогда спаял свой первый приемник, неплохо проиллюстрировано, как современные постройки давят старые архитектурные ансамбли. Впрочем, и стоящий выше по рельефу Дом коммуны в начале 1930-х воспринимался, видимо, сходным образом. За исключением того, что его облик куда привлекательнее, чем современная псевдоэлитная провинциальная азиатщина.
12 Вид на венчающий площадь Славы Спасо-Преображенский собор в перспективе улицы Тургенева.
13 Расчистка Комсомольской площади у памятника дальневосточным партизанам.
14 Парадный спуск с площади на набережную имени Г.И. Невельского. После прошлогоднего катастрофического наводнения она до сих пор частично закрыта для посетителей. Покосившиеся опоры фонарей - вовсе не погрешность геометрии фотографии, они в самом деле постепенно пошли вразнос еще несколько лет назад. Слева в кадр попали сопки Хехцира. Амур делает в этом месте широкую петлю, поэтому отроги гор хоть и кажутся находящимися на противоположном, левом, берегу реки, в действительно находятся по правую руку от русла, как и Хабаровск.
15 Комсомольская площадь уже в свете зажженных фонарей. Современное уродство, выросшее за комплексом дореволюционных зданий - во дворе театра юного зрителя - даже упоминать не хочется.
16 Расчищенная тропинка на краю площади. Слева можно видеть здание управления Амурского речного пароходства. Глядя на него, непросто поверить, что первоначально оно имело конструктивистский облик, а реконструировали его только в 1955 году. Горизонт вспучивают очередные новостройные башни.
17 Вновь Комсомольская площадь и памятник партизанам. Слева можно видеть один из символов города - торговый дом Плюсниных 1902 года постройки в самом начале улицы Муравьева-Амурского.
18 Этой перспективой главной улицы Хабаровска и завершаю ноябрьскую подборку фотографий. К сожалению, дальше снимать было довольно-таки холодно, опять-таки стремительно темнело, а штатива у меня с собой не было.