На пресс-конференции, состоявшей накануне, мэр Хабаровска Александр Соколов сообщил, что вскоре в облике центральной части города произойдут некие серьезные изменения. Речь идет о строительстве трех новых подземных пешеходных переходов. «Уйдут под землю» перекрестки улиц Дикопольцева, Пушкина и Калинина на пересечениях с главной городской транспортной артерией - улицей Муравьева-Амурского (в случае с перекрестком на Дикопольцева это улица Карла Маркса). Мэр отметил, что строительство будет проводиться с минимальным ограничением движения: «Естественно, продумываются варианты и схемы, как на самый короткий период времени ограничить движение. Сегодня мы изучаем опыт, который есть в других странах, позволяющий за счёт временных металлических конструкций и переходов обеспечивать проезд в тот период, когда там будут вестись работы. Такой опыт есть и в Москве, и в Китае, и в Южной Корее».
Главная цель при строительстве этих переходов, безусловно, - разгрузить дорожное движение. Помимо этого, они должны быть удобны в эксплуатации и надежны: «Стоит задача создать не шедевр современного зодчества, а функциональный подземный переход», - подчеркнул мэр. И, что весьма немаловажно при дефицитном городском бюджете, - они должны быть недороги. По словам городского главы, цена, предложенная местными проектировщиками, слишком высока и совершенно неприемлема. Муниципалитет обратился к специалистам из Южной Кореи, проект которых в реализации обойдётся почти в два раза дешевле изначально предложенного хабаровскими инженерами. Подробнее о проекте, его особенностях и достоинствах говорим с директором МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» городской администрации Константином Белинским.
Он рассказал, что идея строительства подземных пешеходных переходов в самом сердце дальневосточной столицы уже официально одобрена: сейчас общий проект проходит краевую государственную экспертизу и регистрацию. Что касается детальных проектов непосредственно каждого из переходов, то они еще не определены. На рассмотрение заказчика (хабаровской мэрии) южнокорейскими партнерами представлены четыре варианта, некоторые из предлагаемых переходов уже построены и успешно эксплуатируются в Сеуле. Вот как они выглядят:
вариант № 1 -
вариант №2 -
вариант №3 -
вариант №4 -
По словам Белинского, предпочтение в двух случая, скорее всего, будет отдано варианту №2, как наиболее малобюджетному и хорошо вписывающемуся в окружающий архитектурный ансамбль исторической части города - он не будет привлекать особого внимания и загораживать фасады старинных зданий. Дополнениями к проекту этого варианта станет литая металлическая решетка по краям наружной части переходя для защиты граждан от случайных падений в подземное сооружение и мощная система удаления дождевой и прочей воды из не имеющего крыши перехода. Планируется также сделать верхний край наружного ограждения наклонным - чтобы уберечь юных хабаровчан от соблазна побегать по этому бордюру, а старших - оставить на нем пустые бутылки, банки и прочий хлам.
В третьем случае, возможно, будет утвержден вариант №3, так как козырек крыши спроектирован с учетом особенностей хабаровского климата - на нем не будут задерживаться ни дождь, ни снег. Какой из предложенных проектов будет размещен на том или ином перекрестке решится уже в ближайшие дни.
Немного рассказал Константин Белинский и о том, чем будут оборудованы переходы, как они будут отделаны и какие ноу-хау применят при их строительстве, чтобы в ходе него водители испытали минимум неудобств.
Начнем со строительства. Все три перехода будут углублены под землю на 5 метров. Естественно, в результате этого будет необходимо провести глобальный вынос коммуникаций: сети связи, водопровод, канализация, тепломагистрали - процесс строительства затронет буквально все. «Объем работ предстоит просто громадный», - поделился Белинский.
Для минимализации проблем с движением транспорта во время строительства переходов уже разрабатывается комплекс мер, одна из которых - укладка на время стройки специальных прочных настилов, под которыми и будут идти все работы, а снаружи в это время - двигаться транспорт. Перекрытия улиц, конечно, не избежать, но это займет лишь несколько дней, необходимых для монтажа настилов.
Во всех переходах будет установлена система подогрева ступеней (для защиты от обледенения и влаги любого происхождения - от тепла она просто будет высыхать). Лестницы будут изготовлены из долговечных монолитных гранитных плит, на которые уложат антискользящее покрытие. Пол в переходах также будет противоскользящим.
Будут работать подъемные устройства для инвалидов, так как строительство пандусов, хоть и более экономичных, в них нецелесообразно из-за особенностей местности.
В отделке внешней и внутренней частей переходов будут применяться антивандальные материалы (гранит, металл, бетон, специальное стекло). От плитки решили отказаться во всех видах: переходы «оденут» в высококачественный бетон с различными цветными добавками. В таком виде этот прочный материал выглядит современно, привлекательно и эстетично.
Изначально была идея сделать в переходах торговые киоски, но от нее пришлось отказаться из-за немалых дополнительных затрат на их оборудование, эксплуатацию, дальнейшее содержание и обслуживание переходов. Кроме того, в районе переходов и так расположено достаточное количество магазинов.
Общую сметную стоимость проекта Константин Белинский сейчас назвать не смог, так как пока не утверждены окончательные проекты переходов, не обсчитан детально перечень работ и еще обсуждаются виды отделочных материалов. С чем уже полностью определились, так это со сроками строительства. Первый «подкоп» начнут вести уже через два месяца (либо это будет перекресток на Дикопольцева, либо - на Калинина, еще не решено), а к концу 2015 года все три перехода планируется ввести в эксплуатацию.