Может быть, мне надо её перечитать, но по моим воспоминаниям, это самая что ни на есть левая и коммунарская книга Стругацких. Нигде нет в таком количестве и густоте не виднеется такое презрение к "простым людям". Иное дело, что язык - чудесный, лёгкий, по-стругацки ритмичный, написано очень весело и дико смешно, и у моих друзей-студентов она была мгновенно просто разобрана на цитаты и поговорки.
Насчёт пророчества... Не думаю. Братья Стругацкие, как и Шварц (судя по "Дракону") что-то очень важное знали про коллаборационизм и конформизм - это да... Но у Шварца есть герои и чистая душа - и это делает пьесу романтической сказкой (и тем самым - правдой). А у Стругацких превращать народ в свиней можно, просто дав команду. И задёшево. И сопротивляются только леваки.
Может быть, мне надо её перечитать, но по моим воспоминаниям, это самая что ни на есть левая и коммунарская книга Стругацких. Нигде нет в таком количестве и густоте не виднеется такое презрение к "простым людям".
Взаимоисключающие параграфы в сем тексте вижу я.
Насчёт пророчества... Не думаю. Братья Стругацкие, как и Шварц (судя по "Дракону") что-то очень важное знали про коллаборационизм и конформизм - это да...
Что могут знать о "коллаборационизме и конформизме" парочка высоколобых интеллигентов, заняты по жизни чрезвычайно далёкими от простых земной жизни вещами? Ничкго. А вот о жизни интеллигентов - запросто.
P.S. А уж сколько презрения к простым людям в "Гадких лебедях"...
Взаимоисключающие параграфы в сем тексте вижу я.**** ????Вовсе нет - коммунарство и левачество как раз и должны с ненавистью относиться к "простым людям" (потому что они всё равно будут собираться запамятовала где и ржать над семейным насилием в мире победившего радикального феминизма) и хотеть выковать из них нового человека
Они это делали) Анализ романтически-революционных текстов первой половины времени существования СССР как раз эту картину даёт на круг - "простой человек" приравнивается к обывателю-стррррашному врагу революции.
покури - Багрицкий. стихи, сам понимаешь, Островский, Маяковский головы канарейкам сворачивать призывал. А, ну Горький всяко - глупый пингвин робко прячет, умный смело достаёт. Да много их там, кому не нравилось - "кондовая, избяная, толстозадая".... Я не буду спорить, было чему не нравится - но вот стремление человека просто жить хорошо приравнивать к контрреволюционным движениям души - это было лишнее. Страшнее Врангеля обывательский быт - это путь в тупик. А. Толстой ещё, "Гадюка" -дикой силы рассказ, но мысль та же. Не только она - но она есть.
Э, нет. путать мещанство и "простого человека" - не стоит. И в мещанстве презирали не стремление жить хорошо. Трактовка Горького скорее забавна - ибо есть его же "В людях", где простых людей в количестве - и нет к ним презрения, ибо они - "разные". И уж тем более печально считать презрением к простому человеку "Гадюку".
слово "обыватель" было словом бранным, как ни крути. а главное- было вот это вот жёсткое противопоставление - "быта" и "идеи". Нет, оно не везде было, но шестидесятники именно что взяли этот вот... рромантический рреволюционаризм. И внутри него. увы. вот это вот снобское, про "вонючих садовников". кстати. напомни мне, ты как раз некогда приводил стихотворение про вот это вот противопоставление. там были слова. что обыватель - это от слова быть. но по такому скудному описанию у меня не гуглится)))
Ну, во первых в наблюдаемой мной реальности произошло по описанному. Во вторых, как уже здесь замечали - в моей голове не помещаются вместе слова "коммунарский" и "прехрение к "простым людям". В третьих - никто никого по команде не превращал. Сами превратились, уговорили, поверили.
Коммунарство - это разновидность левизны, когда выделяется отдельно прогресс и прогрессоры, а отдельно - простой народ, который прогрессируется этими прогрессорами. Т.е., народ в такой системе - не субъект социального действия, а объект социального воздействия. Такой подход был присущ части радикальной русской интеллигенции, а среди социал-демократов - в особенности большевикам. (Дальше нужно подробно рассказывать о Ленине и его концепции партии как организации профессиональных революционеров, о том, чем на самом деле левые эсеры отличались от правых, и много всего другого - до молодёжных движений 60-х годов в Европе и США). Связь между идеологией Стругацких (строго говоря, старшего брата) и таким коммунарством рассматривалась неоднократно, и надо бы сослаться - но поиск по блогам, з-зараза, перестал работать, и я не могу найти свои собственные комменты в прежних дискуссиях на эту тему, больше десяти лет назад. Впрочем, сейчас попытаюсь ещё раз.
Вот, только одну запись нашёл, да и то недавнюю. А где была связь между шестидесятничеством (и присущим им движением коммунаров) и отношение к народу - не находится.
Там в обсуждении кое-что есть, да и то вскользь. Вот же зараза. Неужели придётся снова всё придумывать?
2 leonid_b Офтоп к данной дискуссии - но просто "не могу молчать" ))) Сходила по ссылке вашей. Ой, мама... Это Экклезиаст без всякой розы))) Но меня особенно тронуло. что в цитате в качестве примера тех. кого в космонавты коммунизм не берут, именно садовник. Я как раз хотела выше написать, что левацко-коммунарскеие взгляды напрочь не понимают тот тип добра - и даже не считают его добром, а считают злом - тот тип добра, который основывается на "Ну, вот я и дома". Да, действительно. это таки добро "вонючих садовников".
Иное дело, что язык - чудесный, лёгкий, по-стругацки ритмичный, написано очень весело и дико смешно, и у моих друзей-студентов она была мгновенно просто разобрана на цитаты и поговорки.
Насчёт пророчества... Не думаю. Братья Стругацкие, как и Шварц (судя по "Дракону") что-то очень важное знали про коллаборационизм и конформизм - это да... Но у Шварца есть герои и чистая душа - и это делает пьесу романтической сказкой (и тем самым - правдой). А у Стругацких превращать народ в свиней можно, просто дав команду. И задёшево. И сопротивляются только леваки.
Reply
Взаимоисключающие параграфы в сем тексте вижу я.
Насчёт пророчества... Не думаю. Братья Стругацкие, как и Шварц (судя по "Дракону") что-то очень важное знали про коллаборационизм и конформизм - это да...
Что могут знать о "коллаборационизме и конформизме" парочка высоколобых интеллигентов, заняты по жизни чрезвычайно далёкими от простых земной жизни вещами?
Ничкго.
А вот о жизни интеллигентов - запросто.
P.S. А уж сколько презрения к простым людям в "Гадких лебедях"...
Reply
Reply
Каму "должны"?
Пачиму "должны"?
Скакова будуна элитизм вдруг записывается в "левые идеи"?
Reply
Reply
Reply
Reply
Там ненависть к "простым людям" - или, фигурально выражаясь - к гавну?
Reply
Reply
Reply
кстати. напомни мне, ты как раз некогда приводил стихотворение про вот это вот противопоставление. там были слова. что обыватель - это от слова быть. но по такому скудному описанию у меня не гуглится)))
Reply
Аще?
Анализ романтически-революционных текстов первой половины времени существования СССР как раз эту картину даёт на круг
Ага.
Тогда учителя, врачи и все спортивные тренеры - тоже ненавидят "простых людей".
Reply
В третьих - никто никого по команде не превращал. Сами превратились, уговорили, поверили.
Reply
Т.е., народ в такой системе - не субъект социального действия, а объект социального воздействия.
Такой подход был присущ части радикальной русской интеллигенции, а среди социал-демократов - в особенности большевикам. (Дальше нужно подробно рассказывать о Ленине и его концепции партии как организации профессиональных революционеров, о том, чем на самом деле левые эсеры отличались от правых, и много всего другого - до молодёжных движений 60-х годов в Европе и США).
Связь между идеологией Стругацких (строго говоря, старшего брата) и таким коммунарством рассматривалась неоднократно, и надо бы сослаться - но поиск по блогам, з-зараза, перестал работать, и я не могу найти свои собственные комменты в прежних дискуссиях на эту тему, больше десяти лет назад.
Впрочем, сейчас попытаюсь ещё раз.
Reply
Там в обсуждении кое-что есть, да и то вскользь. Вот же зараза. Неужели придётся снова всё придумывать?
Reply
Reply
Leave a comment