Этим постом хочу ознаменовать две вещи - свое возвращение в ЖЖ и начало серии о "нетуристической" Германии (и то, и другое нужно было сделать уже давно, но... лучше поздно, чем никогда ;-)).
Шлезиг-Хольштайн - это самая северная земля Германии. На востоке имеет выход к Балтийскому (или, как говорят немцы, Восточному) морю. На западе - Северное море, берег которого зовется тут Западным побережьем. Именно там и есть несколько уникальных мест, которые мало известны зарубежным туристам :)
Из уроков географии все мы знаем, что у морей бывают приливы и отливы. Но в некоторых частях морского побережья колебания уровня океана наиболее сильны. Например, на побережье Северного моря, где при отливах образуются ватты - т.е. такое странное глиняное месиво, на котором местами выступает вода. Выглядит это примерно так:
Эту часть Северного моря немцы прозвали Ваттовым морем и летом устраивают там "ваттовые" прогулки - босиком по осушенной части морского дна. Но при таких прогулках нужно быть очень осторожными и нельзя заходить далеко без проводника. Потому что можно не заметить, как начнется прилив, и земля в буквальном смысле слова уйдет из-под ног, т.к. вода прибывает не сверху, а снизу - из-под земли.
В Северном море есть несколько островов (один из самых крупных - о.Зюльт) и островков, которые когда-то были частью суши. Но в 17в. на территории современной Германии произошло сильное наводнение, и так образовались эти острова. Значительная часть суши оставалась затопленной водой, хотя большой глубины там не было. И тогда немцы решили "отвоевывать" сушу у моря, огораживая небольшую часть затопленных участков дамбами. Таким образом образовывались озера и болота, которые постепенно высыхали, а соли вымывались дождевой водой. Процесс этот долгий и длится несколько десятков лет. Когда земля становилась пригодной для использования, то начинали строить следующую дамбу, отвоевывая у моря следующий кусочек. В настоящее время строительство дамб прекращено.
Скамейка на последней дамбе у Северного моря с видом на ватты. Еще в 1987 году здесь была вода
При строительстве дамб использовали колеи, чтобы по ним возить все необходимое при строительстве. Они сохранились до сих пор.
Эта же колея соединяет сегодня "большую землю" с одним из островков. Как? Все просто, она проходит по дамбе. На острове живет несколько семей, у каждой из которых есть свой "вагончик", на котором они добираются до "большой земли", а там уже пересаживаются на свои автомобили. В плохую погоду (штормовое предупреждение здесь не редкость) ездить по дамбе опасно, и таким образом люди оказываются запертыми на островке.
А вот так выглядят еще не осущенные участки (т.е. они уже отгорожены от моря дамбой, но процесс ествественной осушки еще продолжается). Даже небольшие суда там еще ходят.
И полностью осущенная часть: