Еще лет пять назад я относил себя к категории «молодых ученых». Одновременно с этим, я относил (и отношу до сих пор) себя к категории «молодых предпринимателей». Этой, если угодно, дуальностью определяется и мое двоякое отношение к вышедшей в публичное пространство возне вокруг планируемой реформы РАН.
Сразу же хочу заметить, что мои мысли касаются а) экономических и технических специальностей и б) касаются явления в целом: я лично знаком и считаю за честь работать с учеными разных возрастов, степеней и званий, которых мои размышления могут искренне задеть, но я, еще раз, не про них, но про явление.
В том, что эта разветвленная, сурово-бюрократическая, неимоверно затратная и феодально-конформистская структура нуждается в радикальном обновлении - в этом ни у одного хоть каким-то краем соприкасающегося с наукой сомнений нет.
На мой взгляд, ни одна из заинтересованных в деятельности РАН групп, не то, что не получает никакой пользы, а зачастую получает прямой вред. На вскидку, заинтересованные группы очевидны: предприниматели и государство. Затея понятна: предпринимательский сектор готов финансировать новые интересные разработки, которые позволят вывести на рынок новый продукт, услугу и т. п. Он, более того, такие разработки активно финансирует, но, увы, выбирает других исполнителей.
Я, как патриот отечественной науки, неоднократно «притаскивал» контракты на консалтинг от коммерческих структур, но «академики» (директора институтов, с «уникальной материально-технической базой» и с «уникальным научным коллективом», между прочим), услышав, что «мы пришли с открытого рынка» и «просим сформулировать практически значимый результат вашей работы» сразу же потухали. Они в этот момент понимали, что ничего дельного предложить бизнесу они не могут. И все высокопарные заявления о десятках защищенных на эту тему диссертациях (хотя, как мы знаем, в автореферате к каждой из них есть раздел «Практическая значимость») как-то обессмысливаются...
Но проблема идет еще дальше: ладно, предприниматели, они «не понимают значимости научных исследований» и все являются «торговцами и временщиками». Проблема, очевидно, состоит в том, что даже основной заказчик исследований - Российская Федерация - также осознала то, что представляемые результаты слабы, даже с теоретической точки зрения. Если традиционно, со времен СССР, Академия готовила аналитические материалы по состоянию дел в экономике страны, и правительство на основе этого, журналистским языком, «подгруза», принимало решения, то сейчас этот самый «подгруз», видимо, не удовлетворяет требованиям - на его основе никакого решения просто-напросто не принять. Вот и появляются всевозможные центры, фонды и т. д., которые эту функцию выполняют лучше, до поры до времени.
Академики никогда сами задачу модернизации РАН не выполнят, даже не считаю уместным это как-то обосновывать. Что за клоака во всех академических институциях, вы и так знаете.
А главная проблема - это уже ставший привычным порядок решения задачи. «Эти товарищи нам уже не совсем чтоб прям товарищи, а, значит, они нам не нужны. Фас!» - говорит ЛДПР (лицо, действительно принимающее решение). «Йес, сир! Мы помним ваши, ранее озвученные, пожелания и, конечно же, их учтем», - отвечают в кабинетах и принимаются за работу.
«Йес-сиры», увы, тоже не решат задачи модернизации РАН, это элементарно вне сферы их интересов и компетенций.
RIP, Академия Наук.
Но все же хочется надеяться, что это честолюбивые дублеры, а не...