Боливия - визовая страна для украинцев. Есть два способа получения визы: на границе за 60 долларов и в консульстве бесплатно. В Украине боливийского консульства нет, но я подготовил все документы, включая фото на красном фоне и планировал получить визу в Рио де Жанейро, благо боливийское консульство находилось тоже в Ботафого. Но визу мне не дали, мотивируя отсутствием прямых билетов в Боливию, и стали требовать справку о доходах, заверенную нотариусом. Я расстроился и разменял сто долларов по двадцатке. Дело в том, что пограничный переход между Боливией и Аргентиной закрывается в 6 вечера, а в 8 утра следующего дня начинается мой тур по альтиплано. Это значит, что я кровь из носа должен пересечь границу 7-го июля, а ехать на автобусе из Хухуя, куда я прилетел в 9 утра, до пограничной Ля Кьяки 5 часов. Консульства есть в обоих городках, но времени в обрез. Я изучил расписание автобусов и предпринял попытку получить визу в Хухуе. По адресу, указанному на сайте посольства Боливии в Аргентине, консульства не оказалось. Но продавщица эмпанадос (пирожков) на ближайшем углу сказала мне куда идти. В консульстве была очередь из маленьких (не выше метра пятидесяти) индейцев. Я отстоял очередь и подал свои документы молодой индианке, тут не потребовалось никаких билетов и фото она взяла на белом фоне, а не на красном, потому что им - индейцам - всё равно. В этот момент со второго этажа спустилась пани консул и была атакована корейцем, ожидавшем визы с 8 утра. Кореец задвинул речь о том, что Боливия такая бедная страна потому, что они так медленно работают. Слава Богу, что никто в консульстве не понимал по-английски, а я этот пассаж переводить не стал, а только слёзно просил сеньору консула поставить мне и корейцу визы сегодня (они не обязаны, могут сделать на завтра). На что она ответила словами Карлсона про спокойствие и отправилась изучать наши документы. Кореец был мною насильно усажен на стул и принуждён к миру. Через полчаса тщательного изучения документов нам вынесли наши паспорта, где в выданной визе дважды фигурировало моё имя: латиницей - как фамилия и кириллицей - как имя. Боюсь представить себе, что было у корейца.
Итак, виза получена, куплен билет на автобус в первый ряд второго этажа и я отправляюсь в сторону Боливии, стартуя с отметки 2800 метров над уровнем моря. Пять часов индейцев, кактусов, пыли и домов поселков, построенных из необожжённого кирпича, и я в Ля Кьяке на автовокзале. Такси до границы стоит 15 грн (то бишь песо) и вот она, Боливия. Никаких очередей, никаких проблем при переходе.
Проблемы начались после, оказалось, что в Боливии принимают на обмен только новые доллары, а малейший надрыв или потёртость делает их непригодными, из моей разменянной сотни мне обменяли только три купюры, а две двадцатки вернули. Пришлось менять евро и песо. Дальше за 20 боливиано (3$) я поместился в маршрутку, набитую индейцами, и через час должен был быть в Тупице, если бы... не горная болезнь. Тупица находится на высоте 3200 метров. Это отметка стала для меня пределом подъёма за день и на подъезде к городу мне стало плохо. Удалось выскочить из машины, не запачкав салон. Водитель довёз меня до отеля, где, как оказалось, номер с приватной ванной, якобы забронированный мне агентством, которое везёт меня в тур, оказался занятым. Был только номер с баньо компартидо, я попросил показать, остался доволен и заплатил за две ночи (первую и последнюю в Боливии) 160 боливиано или же 23 доллара, включая завтрак (вдвое дешевле номера с ванной). В трёх комнатах я был единственным постояльцем, соответственно и ванная комната была только моя. Сил идти ужинать не было, я помылся, выпил Диакарб и залез под три одеяла. В Боливии нет отопления в домах, а ночью температура опускается на этой высоте до нуля и ниже.
После завтрака нас распределили по машинам, я попал в машину с водителем Сантосом, двумя шотландками и италоговорящей парой из Швейцарии. В каждой паре был один человек, говоривший по-испански, причём Эстер, учившая испанский в Буэнос Айресе, говорила на диалекте портеньо: жо, кабажо, сапатижас, - я уже привык, поскольку София - портенья, но боливийцы катались со смеху. В двух других джипах от нашего агентства ехало по четыре человека и гиду: франко и англоязычному.
Периодически с одним из джипов что-то происходило и тогда Сантос с помощью Святой девы Марии и нехитрого инструмента устраивал починку, но в целом никаких особых проблем со стороны организаторов не было.
Виды становились всё круче, мы поднимались всё выше, пока ближе к вечеру мне опять не стало плохо. Высота была около 4500 метров. Из 13 человек я был единственный, кому было плохо, но и единственный, кто ещё сутки назад был на уровне моря.
Температура понижалась, пришлось купить шапочку.
На ночь мы расположились в "оспедахе басико", выглядит это так:
Отопления нет, горячей воды нет. Но кормили нас хорошо и в силу того, что нас было нечётное количество, две ночи из трёх я спал в комнате один. Температура ночью на улице - минус двадцать, внутри - ноль. Я взял напрокат спальный мешок на -15 и по два одеяла было на кровати - холодно жутко, мерзла голова. Тяжелее всего было вставать утром и вылазить на холод умываться. Я представлял себе, что нахожусь в окопах Национальной Гвардии и только так мог заставить себя выскочить из кровати. После завтрака наливал в полулитровую бутылку горячей воды и засовывал под куртку, чтобы хоть как-то согреться в ожидании, пока вещи будут погружены на крышу джипов и мы тронемся в путь.
В этих местах пасутся ламы. Ламы бывают трёх видов: яма, альпака и викунья. Викунья - дикая и маленькая, охота на них запрещена, но их ловят весной и стригут.
Ямы и альпаки - домашние животные, спят в загонах, днём пасутся. Их стригут и едят. Раньше ещё таскали грузы, но сейчас там у всех машины.
В Боливии много различных минералов, есть золото, но немного. Раньше было много и от тех времён остались заброшенные селения:
Шахтёр получает в зависимости от выработки от 4 до 5 тысяч боливиано (600-700$), другие труженики получают меньше. Государство помогает многодетным (считай всем), в каждом селе построено футбольное поле, правда, покрытие не травяное, а какое-есть, то есть каменное.
На второй день пути мне стало намного лучше, и мы как раз прибыли к основным красотам альтиплано, но об этом я расскажу в следующей части.