Часть 2
Валютный резидент России изменения с 2018 года (Проект)
Август 30, 2017| Андрей Гордон| Комментариев: 0
Валютный резидент России изменения с 2018 года (Проект)
Изменения валютного закона для физических лиц 2018
http://gordon-adv.ru/articles/valyutnyy-rezident-rossii-izmeneniya-s-201/ Проект Правительства по изменениям Валютного законодательства внесен 17 октября 2017
Налоговый адвокат Гордон А.Э.
«Хотели как лучше, а получается, как всегда»
В октябре 2016 года Минфин РФ подготовил проект изменений в ряд статей закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые должны улучшить положение физических лиц. Скоро год, как проект проходит согласования, а поскольку на носу выборы и впереди четыре месяца 2017, есть надежда, что он все таки будет принят.
В основном изменения валютного закона касаются физических лиц.
В частности, Минфин предлагает валютными резидентами России считать всех без исключения граждан России (изменения вносятся в статью 1), а существующие оговорки об исключении из резидентства проживающих за рубежом граждан - из закона убрать.
Вместе с тем, Минфин дополняет закон новой статьей 8.1, которой освобождает постоянно (не мене года) проживающих за границами России граждан от предоставления отчетов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о движении денег по ним.
Но, что гораздо важнее, Минфин предлагает ввести послабления резидентам России, длительное время проживающим вне ее территории. Так, предлагается в период постоянного проживания гражданина России в течение календарного года за ее пределами считать допустимым временное нахождение гражданина на территории России. Такое нахождение Минфин предлагает считать кратковременным и устанавливает общую продолжительность нахождения гражданина на территории России сроком до 3-х месяцев за календарный год. То есть, в отличие от действующего сейчас правила, с 2018г. при посещении гражданином России ее территории валютное резидентство России не возникает. Сейчас, в 2017г., пересечение гражданином РФ границы РФ уже достаточно для возникновения статуса валютного резидента.
Следует обратить внимание и другие изменения валютного закона, положительными, улучшающими положение граждан России из них оказались не все.
Так Минфин предлагает обязать граждан- резидентов России постоянно проживающих за рубежом сообщать все сведения о своих иностранных счетах (открытие/закрытие), о вкладах, о движении денег по ним, но после возвращения в Россию на постоянное место жительства. Изменение очевидно, положительное.
Вместе с тем, учитывая необходимость для гражданина -резидента представить в налоговый орган не просто уведомления но и подтверждающие документы, такие «улучшения» закона существенно ухудшат положение граждан России, возвращающихся из-за рубежа домой.
Так же Минфин готов освободить от отчетности проживающих за границей россиян «с периодами возвращения в совокупности менее 183 дней в истекшем календарном году». Кроме того, от уведомлений освобождаются те граждане, которые на 31 декабря 2017 года резидентами являться не будут и при этом не возвратятся на родину к 1 марта 2018 года - крайней дате уведомления.
Еще одно послабление заключается в снятии для валютных резидентов необходимости отчитываться по закрытым до 31 декабря 2014 счетам, поскольку истечет трехлетний срок хранения документов, подтверждающих открытие и совершение операций по ним.
Список разрешенных операций по зарубежным счетам расширен
Гораздо более важным послаблением для граждан России, являющихся ее валютными резидентами, следует признать очередное расширение прав по использованию зарубежных банковских счетов.
Минфин предложил с 2018 года разрешить гражданам России ее валютным резидентам получать на свои счета в зарубежных банках деньги от продажи принадлежащих им автомобилей и недвижимости, так же расположенных за рубежом. Правда с оговоркой, что эти авто и недвижимость должны быть расположены в странах - членах ОЭСР или ФАТФ. Поскольку в эти организации входят все семь экономически наиболее развитых стран (Семерка) предложение Минфина значительно упростит жизнь многих россиян.
Справка:
ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - Financial Action Task Force, FATF) учреждена «семеркой» при участии Европейской комиссии в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года.
Список членов ФАТФ:
Австралия
Австрия
Аргентина
Бельгия
Бразилия
Великобритания
Германия
Гонконг, Китай
Греция
Дания
Индия
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Канада
Китай
Люксембург
Малайзия
Мексика
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Португалия
Российская Федерация
Сингапур
США
Турция
Финляндия
Франция
Швейцария
Швеция
ЮАР
Республика Корея
Япония
Европейская комиссия
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
Государства-наблюдатели:
Израиль
Саудовская Аравия
---------------------
Текст утвержденного 14.11.2017 Гос Думой в 1 чтении проекта изменений валютного закона и комментарии наиболее важных положений:
http://gordon-adv.ru/articles/novoe-v-valyutnom-zakonodatelstve-rf/ Новое в Валютном законодательстве РФ с 2018 - изменения закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Ноябрь 17, 2017 Андрей Гордон
Новое в Валютном законодательстве РФ с 2018 - изменения закона О валютном контроле
Гос Дума РФ утвердила в 1 чтении проект Правительства об изменениях закона о валютном регулировании
Читайте в публикации краткий комментарий наиболее существенных изменений и полный текст утвержденного проекта
Адвокат Гордон А.Э.
Совершение валютных операций и владение зарубежными счетами в 2017 году по прежнему для российских граждан сопряжены с многочисленными рисками.
14 ноября 2017 Гос Дума приняла в 1 чтении поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», подготовленные Правительством. Учитывая, что ввести изменения в действие Правительство планировало с 1 января 2018, можно полагать, что долгих обсуждений закона не будет и существенно проект не изменится.
Читайте ниже полный текст утвержденного в 1 чтении проекта изменений валютного закона.
Для физических лиц - граждан РФ наиболее существенные изменения:
Учитывая, что вводится принципиальное изменение в валютном регулировании для физических лиц по сравнению с действующим в 2017- теперь все граждане РФ будут являться резидентами РФ для целей валютного контроля (подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1), предлагается установить «послабления» для отдельных резидентов:
Об уведомлении/не уведомлении об открытии/закрытии зарубежных счетов, и движении по ним с 01.01.2018
Статья 12 часть 8:
Резиденты РФ, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней имеют право НЕ СОБЛЮДАТЬ установленный этим законом порядок открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей.
Одновременно эта часть статьи 12 дополнена новым правилом для резидентов РФ, которые утратили в отчетном году ранее имевшийся «иммунитет», поскольку находятся в отчетном календарном году за пределами РФ МЕНЕЕ 183 дней:
Если такие резиденты РФ не уведомили налоговые органы РФ об открытии зарубежных счетов и о движении средств по ним, такие резиденты обязаны уведомить налоговые органы РФ об открытии зарубежных счетов в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом; а так же предоставить отчет о движении средств по зарубежным счетам согласно ст. 7 закона.
О валютном контроле для физ лиц резидентов и, ВНИМАНИЕ, для не резидентов РФ с 01.01.2018
Установлена обязанность и для резидентов и для НЕ резидентов: По мимо документов подтверждающих законность проживания в иностранном государстве теперь резиденты РФ обязаны представлять документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории Российской Федерации; а резиденты и НЕ резиденты - документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.
По состоянию на 17 ноября 2017 года
Адвокат Гордон А.Э,
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2005,
№ 30, ст. 3101; 2007, № 1, ст. 30; № 29, ст. 3480; № 45, ст. 5419; 2008,
№ 30, ст. 3606; 2010, № 47, ст. 6028; 2011, № 7, ст. 905; № 29, ст. 4291;
№ 48, ст. 6728; № 50, ст. 7348, 7351; 2013, № 11, ст. 1076; № 27, ст. 3447; 2014, № 11, ст. 1098; № 30, ст. 4084, 4219; 2015, № 27, ст. 3972, 4001;
№ 48, ст. 6716; 2016, № 1, ст. 50; № 27, ст. 4218; 2017, № 30, ст. 4456) следующие изменения:
1) подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;»;
2) в части 1 статьи 9:
а) в пункте 1 слова «частью 6» заменить словами «частями 6 и 61«;
б) дополнить пунктом 25 следующего содержания:
«25) операций между физическими лицами - резидентами, указанными в части 8 статьи 12 настоящего Федерального закона, совершаемых за пределами территории Российской Федерации.»;
3) в статье 12:
а) в части 2:
слова «Резиденты обязаны уведомлять» заменить словами
«За исключением случаев, установленных частью 8 настоящей статьи, резиденты обязаны уведомлять»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«В целях настоящего Федерального закона налоговым органом по месту учета резидента является:
для резидента - юридического лица - налоговый орган по месту его нахождения;
для резидента - физического лица - налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации), в случае отсутствия у резидента - физического лица на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) - налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества - налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента).
В случае отсутствия у резидента - физического лица места жительства (пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формы, форматы и способ представления указанных уведомлений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;
б) в части 4:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«4. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.»;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«Переводы юридическими лицами - резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета юридического лица - резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).»;
в) в части 5:
в абзаце первом:
после слов «на такие счета (во вклады),» дополнить словами «суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента,»;
слова «пунктами 10 - 12, 16 - 18 части 1 статьи 9,» заменить словами «пунктами 10 - 12, 16 - 18 и 25 части 1 статьи 9, пунктом 1 части 61 статьи 12,»;
г) часть 51 дополнить абзацами следующего содержания:
«денежные средства, полученные физическим лицом - резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом - резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находящегося
в собственности физического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации;
денежные средства, полученные физическим лицом - резидентом
от нерезидента от продажи физическим лицом - резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности физического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства - члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеет с Российской
Федерацией действующее двустороннее международное соглашение, предусматривающее автоматический обмен финансовой информацией,
и при этом счет (вклад) физического лица - резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.»;
д) в абзаце втором части 6 слова «, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации,» исключить;
е) пункт 1 части 61 изложить в следующей редакции:
«1) операции по выплате сотрудникам (работникам) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с сотрудниками (работниками) служебным контрактам (дополнительным соглашениям к ним), трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками) своих служебных (трудовых) обязанностей за рубежом, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся сотрудникам (работникам) и проживающим с ними членам их семей сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государства пребывания;»;
ж) часть 7 дополнить абзацем следующего содержания:
«Некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года
№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», одновременно с представлением налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами представляют указанные отчеты также Центральному банку Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.»;
з) в части 8:
дополнить словами «, а также к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Физические лица - резиденты, которые в соответствии с абзацем первым настоящей части не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не представляли налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, обязаны:
уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) своих счетов (вкладов)
в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с частью 2 настоящей статьи в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом;
представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных
за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с частью 7 настоящей статьи.»;
4) в части 4 статьи 23:
а) пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории Российской Федерации; документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;»;
б) дополнить пунктом 18 следующего содержания:
«18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2018 года.
Положения абзаца первого части 8 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции настоящего Федерального закона распространяются на граждан Российской Федерации, которые в 2017 году пребывали за пределами территории Российской Федерации в совокупности более 183 дней, а также применяются в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых гражданами Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.