Интуристы 1937 (1)

Sep 05, 2021 23:45



16 октября 1937 г. супруги Рут и Дональд Робинсоны отплыли из Нью-Йорка в Европу, имея конечной целью своего путешествия Москву. 5 ноября американцы пересекли границу СССР и на поезде доехали до столицы, где остановились в гостинице "Националь", не зарегистрировавшись, однако, в находившемся рядом посольстве США.

Через месяц, 8 декабря Рут Норма Робинсон обратилась к американским журналистам с просьбой сообщить в посольство США, что её муж Дональд Луис Робинсон арестован. Сотрудник посольства по телефону выяснил, что Робинсоны находятся в Москве с 6 ноября, что Дональд в конце декабря заболел, был госпитализирован в неизвестную Рут больницу, и что сотрудники гостиницы сообщили, что посетить его невозможно, т.к. он находится на аппарате "железное легкое". Когда американские дипломаты посетили гостиницу лично, они отметили уклончивое поведение её сотрудников; заместитель директора даже не смог подтвердить, что Робинсон действительно в больнице.

Утром следующего дня исчезла и сама госпожа Робинсон, по словам гостиничной обслуги уехав "вместе со всеми своими вещами на неизвестном автомобиле". Дипломаты немедленно связались с советскими коллегами, которые пообещали справиться о супругах... в "Интуристе". Тут стоит отметить, что согласно договору 1933 г. информация об задержании американских граждан в крупных городах должна была доводиться до посольства в течение 24 часов. Вполне представляя себе практику тотального контроля иностранцев в Союзе, американские дипломаты недвусмысленно намекали, к примеру, послу СССР в США Трояновскому, что советские власти должны точно знать, где находятся Робинсоны, и что ответ вроде "мы продолжаем поиски" является затягиванием времени. Между тем, в США история уже звучала в прессе.

15 декабря дело сдвинулось с мёртвой точки, когда Литвинов в беседе с Хендерсоном (временным поверенным посольства США) сообщил, что паспорта Робинсонов фальшивые и они скорее всего не только не граждане США, но и возможные немецкие шпионы (!). Литвинов добавил, что не понимает интереса правительства США к такого рода личностям.

К январю 1938 г. в результате проверки американской стороной было выяснено, что фотография в паспорте Дональда Луиса Робинсона идентична фотографии некоего Адольфа Арнольда Рубенса, родившегося в Латвии и ставшего натурализованным гражданином США через своего отца. После проверки биографии Рубенса выяснилось, что и первый его паспорт выдан на основании ложных данных (отец и знать не знал о "сыне"), т.е. "Рубенс" являлся неизвестным лицом. Рут Норма Робинсон имела второй (или, скорее, первый) паспорт на имя Рут Мари Рубенс, урожденной Бергер, по первому мужу Браман. Она имела дочь от первого брака и вышла замуж за Рубенса в 1935 г. Кроме того, Рут действительно была гражданкой США, что было подтверждено её родственниками.

Становится понятно, почему в дальнейшем американские дипломаты перестали интересоваться Адольфом-Арнольдом-Дональдом и сконцентрировали свои усилия на его жене. В этом вопросе их ожидало всё то же уклончивое отношение советских чиновников, которые давали отписки, например, о том, что "посещать женщину до окончания расследования было бы неудобно", а затем "посещение задержанных до окончания расследования воспрещается, т.к. в таком ключе соглашение 1933 г. всегда и воспринималось нашей стороной". В общем, советские дипломаты тянули время и ждали отмашки от НКВД, в то время как американцы бомбардировали их телеграммами и устными требованиями. В американской прессе полыхало, а ручная пресса КП США даже заклеймила Робинсонов троцкистами.

Только 10 февраля, через 2 месяца после ареста Рут, в Бутырскую тюрьму были допущены Хендерсон и второй секретарь посольства. Опрос осуществлялся в присутствии следователя и переводчика из МИД СССР. Арестованная подтвердила, что она действительно Рут Мари Рубенс въехавшая под именем Рут Норма Робинсон. Она ответила, что не знает, откуда взялись фальшивые паспорта и зачем её муж ими пользовался. Госпожа Рубенс сказала, что не имеет защитника и не нуждается в нём, равно как и в помощи посольства. Дипломаты отметили, что госпожа Рубенс выглядела ухоженной и имела опрятную одежду. В общем, "не верь, не бойся, не проси".

Через год, в апреле 1939 г. в практически ультимативной форме удалось добиться согласия на депортацию или суд над госпожой Рубенс. 10 июня 1939 Рут Рубенс отпущена из зала суда как отбывавшая срок наказания, при этом сотрудники посольства не имели с ней контакта 15 месяцев. 19 июня она явилась в посольство США, где отказалась от восстановления паспорта и заявила, что желает остаться в СССР из боязни, что в США она будет снова судима по тому же делу. Предположительно она приняла советское гражданство 10 октября и переехала в Киев. Может будет с моей стороны звучать несколько цинично, но переезд в Киев звучит как известная американская история для детей о том, что умерший домашний питомец не умер, а переехал в Киев на ферму. В США у Рут осталась девятилетняя дочь.

Продолжая рассказ сообщу, что Дональд Луис Робинсон, он же Адольф Арнольд Рубенс на самом деле был...

Батальонный комиссар Икал Арнольд Адамович, латыш, 1906 г.р., член партии, десять лет на нелегальной работе в Германии и США. Арестован 2 декабря 1937 года, умер в местах заключения в 1942 г.

Супруга его действительно была гражданкой США, но не только "слишком много знала", но и помогала мужу в разведывательной работе. Подозреваю, однако, что она не вполне понимала, что из себя представляет НКВД и какие перспективы их ждали.

На заглавной картинке супруги Робинсон-Рубен, ниже А.А. Икал в руках органов социалистической законности.



Продолжение в следующем посте.

история, заметки, разведка, дипломатия

Previous post Next post
Up