Очень страшно, когда люди берущиеся за реформы, способные изменить жизнь каждого человека в стране, мыслят на уровне автора школьного сочинения.
О том, что реформа полиции в России прошла не идеально - сейчас не говорит разве что ленивый. И этот вопрос реально волнует людей. Безопасность - одна из базовых потребностей человека, и не будет преувеличением сказать, что правоохранительная система - вопрос, затрагивающий каждого. И на этом вопросе очень легко спекулировать, в том числе и не очень добросовестным политикам.
Детище Кудрина - "Комитет гражданских инициатив" - издал свое видение реформы российской полиции, которое сам Кудрин планирует активно лоббировать. В этой концепции - очень много расхожих мифов с Интернет-форумов и пиара, но очень мало - здравых идей. Учитывая, что Кудрин - личность в некоторых кругах очень популярная, не исключено, что его "
Концепция" найдет немало сторонников. Поэтому я и считаю нужным разобрать ее основные положения - и посмотреть, как они будут работать, догадайся кто-то из власти попытаться применить их на практике.
Обосновывая свои размышления, авторы "Концепции" используют расхожую мысль о том, что в России "слишком большое количество полиции" на 100 тысяч населения - более 500 человек, в то время, как "в странах Запада" этот показатель в полтора-два раза ниже. Вот только забыли авторы обратить внимание, что в состав МВД входят подразделения, которые в США и Западной Европе, имеют независимый статус или входят в другие государственные структуры. В составе МВД существуют, как минимум, внутренние войска, вневедомственная охрана, подразделения БЭП и т.п. - без которых количество полиции "на душу" населения было бы еще скромнее, чем "на Западе". Точно также не корректно сравнивать количество преступлений. Как минимум из-за разницы в законодательстве. То, что у нас считается административным правонарушением - в других странах может быть правонарушением уголовным, и - наоборот. Актуализировав свою деятельность столько сомнительными обоснованиями, представители команды Кудрина перешли к предложениям по поводу того, "как сделать жизнь лучше". Излагать все дословно бессмысленно - с подробностями можно познакомиться на сайте самого Комитета -
http://komitetgi.ru/analytics/996/#.UoJAxvm-znh Я же пройдусь по основным идеям.
В "лучших западных традициях", Кудрин и Ко предлагают разогнать централизованное МВД, превратив его в "трехуровневую" полицию. Муниципальная полиция должна подчиняться - мэрам и главам районов, региональная - губернаторам, а федеральная - президенту. Первая должна охранять общественный правопорядок и фиксировать правонарушения, вторая - расследовать преступления малой и средней тяжести, третья - тяжкие преступления. В теории вроде бы красиво - гражданский контроль, взаимодействие с общественностью, все дела... Но это лишь в теории, и для людей, не имеющих малейших представлений о деятельности правоохранительных органов!
Во-первых, памятуя о Кущевке и об Энгельсе, нужно сказать, что переподчинение любых силовых структур местным властям - иногда может закончиться плохо. Во-вторых, ситуация доводиться до маразма хотя бы в том, что на муниципальном уровне необходимо будет создавать подразделения ВСЕХ ТРЕХ ПОЛИЦИЙ сразу. Как иначе они будут заниматься расследованиями согласно компетенции? И как тогда господин Кудрин видит уменьшение количества полицейских??? Ну и еще один немаловажный вопрос. В чем "разумность" отправлять на регистрацию преступления ППСников, не имеющих ни прав, ни навыков расследования преступлений? Полноценная опергруппа на выезде может начинать расследование по горячим следам. Передача функции выезда по заявлениям ППС - будет неминуемо приводить к потере драгоценного времени!
Какую проблему господин Кудрин хочет решить ликвидацией ФСКН и ОБЭПов - тоже непонятно. Он предлагает передать их функции обычной "общекриминальной" полиции. Но, во-первых, зачем в одном месте "децентрализовать", а в другом - наоборот, централизовать. А, во-вторых, не утратят ли в этом случае профильные специалисты качество подготовки?
Еще более бредово, простите, звучит идея передачи Внутренних войск МВД Министерству обороны. Видимо, она была просто скопирована человеком, далеким от деятельности силовых структур, из системы госорганов НЕКОТОРЫХ западных государств. Действительно жандармерия во Франции и Турции, как и итальянские карабинеры считаются частью Вооруженных сил. Но они имеют двойное подчинение! Армии и полиции. И считаются, одновременно, и частью национальной полиции! Аналогичная структура Израиля - МАГАВ - армейского подчинения не имеет вовсе, это чисто полицейская структура. У нас же имеет место двойное подчинение, практически аналогичное итальянскому или французскому, просто "с акцентом" на МВД. Более того, говорят, что когда-то давно от армейского подчинения ВВ отказались из моральных соображений. Подразделения Минобороны не должны применяться против граждан своего государства - даже против преступников - у них совсем другая "идеология".
Немаловажным моментом является также то, что местные органы власти просто не располагают средствами для содержания таких "дорогих" структур, как силовые. Для реализации этой идеи нужно будет полностью менять систему налогообложения.
По уму, если уж правоохранительная система не идеальна, то начинать нужно не со структуры, а с финансирования, контроля и уголовно-процессуального законодательства. Только предложить что-то в этой сфере - куда сложнее, чем писать популистские заметки...
P.S. Авторы концепции часто кидают красивый термин "национальная гвардия". Вот только самая известная сегодня национальная гвардия в мире - американская - к полиции как раз отношения не имеет. Это резерв вооруженных сил США, который иногда направляется для решения некоторых внутренних задач, родственных советской гражданской обороне. Но разве это объяснишь нашим "диванным теоретикам"???