К 100-летию со дня рождения видного деятеля индийского и международного коммунистического движения Раджешвара РАО
На следующей неделе в индийском городе Хайдарабаде, столице штата Андхра-Прадеш, состоятся официальные торжества, посвящённые 100-летию со дня рождения Раджешвара Рао, человека, который более четверти века возглавлял Коммунистическую партию Индии (КПИ). Он родился в небольшой деревне в семье крестьянина.
В юности мечтал лечить людей и потому поступил в медицинский институт. Но провинция Андхра, где он родился, была известна не только в Индии, но и во всём Соединённом Королевстве (Британской империи) как мятежный крестьянский район. Это помогло юноше быстро осознать, что лечить надо не только отдельных людей, но и общество. В 17 лет он вступил в Коммунистическую партию Индии. Так в 1931 году молодой студент определил свою судьбу. Фактически он стал одним из организаторов партии народных заступников. [Spoiler (click to open)]
Автор: В.В.Трушков - политический обозреватель газеты "Правда", доктор философских наук, профессор факультета политологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Сын трудового народа
Это верно, что в будущем году Коммунистическая партия Индии отметит своё 90-летие. В декабре 1925 года коммунистические группы, существовавшие в разных провинциях этой британской колонии, заявили о своём объединении в партию. Но в 2015 году можно отмечать и 95-летие КПИ: 17 октября 1920 года индийские эмигранты, проживавшие в Ташкенте, тоже предпринимали попытку создать коммунистическую партию. Однако в условиях жестокого колониального режима, вплоть до начала 1930-х годов, коммунистические организации весьма слабо координировались на общенациональном уровне. Не случайно КПИ была принята в Коммунистический Интернационал лишь в 1935 году, а I национальный съезд Коммунистической партии Индии состоялся только в мае 1943 года. Выходит, вступивший в КПИ в 1931 году и посвятивший ей всю свою дальнейшую жизнь Раджешвар Рао был без всяких натяжек одним из организаторов партии индийских коммунистов.
Английские колонизаторы не давали возможности коммунистам выйти из подполья. Тысячи смелых борцов погибли от их рук. В 1942 году в КПИ оставалось всего 5 тысяч членов. Крестьянскому сыну Рао было поручено работать среди класса, из которого он вышел. Это поручение сохранялось за ним вплоть до 1960-х годов, какие бы перипетии ни преподносили ему судьба и партийная дисциплина. Оставаясь одним из коммунистических руководителей крестьянских масс, Р. Рао после I съезда КПИ становится руководителем подпольного партийного комитета провинции Андхра.
Его имя тесно связано со знаменитым Телинганским восстанием в этой провинции. Поводом стал приказ низама княжества об изъятии «излишков» хлеба у крестьян. Стихийно начавшиеся выступления возглавили коммунисты. Повстанцы, создавшие вооружённые отряды самообороны, успешно сопротивлялись регулярным войскам. В 1948 году на значительной части Телинганы (на территории жили 3 миллиона человек) повстанцы учредили собственные органы местного самоуправления, конфисковали значительную часть помещичьих земель в пользу безземельного и малоземельного крестьянства, установили народные суды, создали отряды народной милиции, ввели обязательное начальное образование.
Однако положение осложнилось после ввода войск Индийского союза, усмотревшего в действиях восставших стремление к отделению от Индии. Поскольку коммунисты были противниками сепаратизма в стране, только что провозгласившей суверенитет, то ЦК КПИ призвал отказаться от вооружённой борьбы. О большом авторитете коммунистов среди восставших (а в мятежной провинции их возглавлял Р. Рао) говорит уже тот факт, что повстанцы после призыва ЦК прекратили военное сопротивление, приняв идею нормализации перед первыми всеобщими выборами в стране.
В 1948 году лидер коммунистов Андхры был избран в состав Центрального Комитета КПИ. К руководству провинциальным парткомом и крестьянским движением теперь добавлялась работа в профсоюзах.
Крутая смена политической ситуации (в 1947 году Индия стала независимой, КПИ вышла из подполья, в 1949 году страна была провозглашена республикой, правительство Дж. Неру объявило об антиколониальной, антиимпериалистической политике) нередко приводит в коммунистических рядах то к правому, то к левому уклону. Избранный в 1948 году генсек КПИ оказался леваком. Идейную борьбу за марксистско-ленинский курс партии возглавил заметно оправлявшийся от болезни легендарный политик и теоретик ленинского типа Аджой Гхош. В 1950 году встал вопрос о смене генерального секретаря ЦК. Пленум ЦК КПИ поручил ответственный пост товарищу Рао.
Спустя год ему пришлось сдавать трудный экзамен на политическую зрелость и человеческие качества. Аджой Гхош справился с болезнью, и товарищи решили, что руководство партии целесообразно поручить ему. Тем более что товарищ Гхош подготовил новую Программу КПИ, соответствовавшую коренным образом изменившимся социально-политическим условиям в стране. Раджешвар Рао поддержал это предложение. Он оставался в течение всех 11 лет одним из ближайших соратников вновь избранного генсека.
Вождь трудового народа
В 1962 году 52-летний Аджой Гхош скончался: тюрьмы, партизанская война с колонизаторами, напряжённая политическая борьба - всё это не прошло даром.
Но, как говорится, беда не приходит одна. К тяжёлой утрате КПИ добавился индийско-китайский вооружённый конфликт. Часть партийцев вышли из Национального совета и Центрального исполкома партии, уведя за собой тысячи соратников, уверенных, что надо поддерживать в борьбе с капиталистической Индией социалистический Китай. Так появилась Коммунистическая партия Индии (марксистская) - КПИ(м). После этого раскола руководство КПИ фактически возглавил Раджешвар Рао - сначала в качестве национального секретаря Нацсовета. Сразу после VII партсъезда в 1964 году он был избран генеральным секретарём Национального совета (прежнего ЦК) Коммунистической партии Индии.
Выбор позиции Р. Рао и его единомышленников объяснялся двумя факторами. Первый: убеждённость в том, что нельзя допустить сползания суверенной Индии с антиимпериалистических позиций. Истинный вклад в революционный процесс состоял в том, чтобы не позволить буржуазным силам отнять у народа политические и социально-экономические завоевания, достигнутые в борьбе с колониализмом. КПИ брала на себя функцию своеобразного «заградительного отряда», который не позволял правящему Индийскому национальному конгрессу отступать под напором сил новой «национальной» буржуазии. Между тем 75 монополий, которые занимали ключевые позиции в экономике страны в 1960-е годы, жаждали тесного сотрудничества и многочисленных соглашений с американскими, английскими и западногерманскими монополистами с целью совместного грабежа национальных богатств Индии.
Одновременно индийский крупный капитал, тесно связанный с бывшими колонизаторами, мешал плановому развитию экономики республики. Так, из-за его стрем-ления к росту частных прибылей был провален трёхлетний план развития Индии 1964-1966 годов, из-за чего правительство вынуждено было отказаться в дальнейшем от подобных среднесрочных планов.
Не менее существенным был и второй фактор: тесное сотрудничество с КПСС и советским народом. Выступая на XXIV съезде КПСС (1971 г.), генеральный секретарь Национального совета КПИ Раджешвар Рао отмечал, что советское общество является авангардом мирового общественно-политического прогресса. Он говорил, обращаясь с трибуны съезда к советским коммунистам: «Беспримерная героическая самоотверженность советского народа, руководимого вашей партией, спасла мир от фашизма и нацизма. Это создало возможность для расширения рубежей социализма, который охватывает теперь не одну страну, а треть человечества, породило новый мощный подъём борьбы колониальных народов против империализма, что в течение лишь четверти века на огромных просторах земного шара рухнула колониальная система».
Тогда советские теоретики как-то не заметили (или сделали вид), что товарищем Рао предлагалась принципиально иная трактовка общего кризиса капитализма по сравнению с общепринятой в нашей литературе. Наши обществоведы рассматривали создание мировой социалистической системы и крах колониализма как два разных этапа общего кризиса мирового капитализма, следующих один за другим. А Р. Рао предлагал взглянуть на них как на своеобразный веерный процесс, вытекающий из итогов Второй мировой войны. Наверное, такое толкование событий индийским коммунистом и сегодня не утратило актуальности и требует глубокого осмысления. Не исключено, что оно поможет лучше понять глобальные факторы глубокого отступления советского социализма и мировой социалистической системы на рубеже 1980-1990 годов. Но сегодня речь о другом.
Раджешвар Рао обратил серьёзное внимание на вклад советского общества в развитие новой Индии. Он прямо указал основные направления влияния СССР на процессы, происходящие на его родине. Во-первых, Советский Союз последовательно проявлял солидарность и выражал идейную и моральную поддержку демократическим и прогрессивным силам как в глобальном масштабе, так и в каждой отдельной стране. Иначе говоря, КПСС постоянно направляла международную деятельность государства на следование пролетарскому интернационализму. Для советских коммунистов лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был действенной идейной установкой, отказ от которой равнозначен оппортунизму. Во-вторых, Советский Союз, отвергая гегемонизм во внешней политике, всегда был сторонником упрочения независимости государств, сбросивших иго колониализма, что ярко подтверждалось в отношениях между СССР и Индией. Так «локальная» помощь отдельным странам становилась важным звеном в преодолении глобальной системы колониализма. В-третьих, СССР содействовал созданию мощной основы национальной промышленности. Коммунист Рао видел в этом не только экономическую грань отношений двух стран. Он понимал, что это помощь двойного назначения: она не только укрепляет суверенитет Индии, но и способствует расширению индийского рабочего класса.
Последовательный интернационалист
Марксист-ленинец Раджешвар Рао никогда не исключал из арсенала коммунистических воззрений такую их неотъемлемую часть, как интернационализм. А фундаментом коммунистической солидарности он считал неизменное следование теории марксизма-ленинизма. Эту мысль он настойчиво повторял на каждом из трёх съездов КПСС, на которых возглавлял делегации КПИ. Выступая на XXIV съезде КПСС, Р. Рао говорил, что всякий раз, когда ослабевало единство мирового коммунистического движения, «КПСС твёрдо и решительно выступала в защиту наследия Ленина и сыграла неоценимую роль в воссоздании этого единства на основе марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма».
Десять лет спустя товарищ Рао ещё более твёрдо и убеждённо настаивал, что отказ от солидарности в борьбе «за продвижение вперёд сил мирового социализма, демократии, национального освобождения, мира» непозволителен никакой коммунистической партии, сколь бы ни была она влиятельна. «С трибуны этого великого форума, - говорил он на XXVI съезде КПСС в 1 981 году, - наша партия обращается с призывом ко всем братским коммунистическим партиям проникнуться сознанием важности этих задач, отбросить в сторону второстепенные соображения, объединить усилия для того, чтобы выполнить свой исторический долг перед народами мира, выступить единым фронтом против империалистических поджигателей войны и их приспешников в духе лучших традиций пролетарского интернационализма».
Тревожно звучит выступление Р. Рао на XXVII съезде КПСС (1986 год). На нём ведущая роль была уже у М. Горбачёва, хотя ещё ни о какой политической перестройке и сдаче капиталу позиций социализма речи не шло. Но громадный политический опыт индийского коммуниста выработал в нём развитое классовое чутьё. Он вежлив, как и положено гостю, и всё же его слова наполнены предчувствием надвигающейся опасности:
«В решающий для человечества момент большая ответственность ложится на международное коммунистическое движение… Хотел бы со всей ясностью заявить, что наша партия против того, чтобы ставить на одну доску Советский Союз, прилагающий титанические усилия для сохранения всеобщего мира, и империализм США, от которого исходит угроза. Мы выступаем также против того, чтобы подходить с одной меркой к Варшавскому Договору, являющемуся оборонительным союзом, и агрессивному блоку НАТО. С трибуны этого съезда я обращаюсь к братским партиям с призывом сплотиться и выступить единым фронтом в защиту мира во всём мире, подобно тому, как сплотилось международное коммунистическое движение в борьбе против фашистской угрозы мирового господства в годы Второй мировой войны».
Какое мощное понимание глобальных процессов! Какая классовая точность в их оценке! Фашизм - это детище империализма, и если его не остановить, то «коричневая чума» затмит солнце. Сегодня это начинает доходить даже до самых толстокожих. Но в этой борьбе, сколь бы ни была она сложна, непозволительно ни на сантиметр отступать от завещанного нам Марксом, Энгельсом, Лениным и Сталиным принципа пролетарского социализма.
* * *
И ещё: между индийскими коммунистами, разошедшимися в 1964 году в КПИ и в КПИ(м), сегодня нет ни малейшего взаимного отторжения. Они тесно сотрудничают, чётко осознавая, что делают общее дело, что у них единая цель и общий классовый противник. В этом нетрудно было убедиться во время московских «круглых столов», проходивших в 2012-2014 годах. Первые шаги к сближению были сделаны ещё Р. Рао.