Продолжение. Начало, состоящее из описаний мест Закарпатья, см. в предыдущих порциях компота.
После
Мукачева состоялось еще несколько вылазок в Ужгород, в том числе и с посещением закарпатско-китайского ресторана, откуда лично я еле выполз. Давненько со мной не случалось такого мощного чревоугодия. И уже после этого со спокойной совестью я покинул гостеприимный Закарпатский край и отправился на пассивный отдых в родные Одессы. Пассивного отдыха было аж целых 3 недели, а этого оказалось слишком много для врожденного шила в заднице. Шило пришло в движение, как только поступила информация о том, что в соседнем Одессе Николаеве 4 сентября произойдет грандиозная покатушка на трамвае.
01- от на таком кросавчеге!
02- © Водник @ ru.wikipedia
Николаев я люблю и уважаю с давних пор. Этот уютный южный городок привлекал меня еще задолго до моего первого посещения его. Близость к Одессе позволяла частенько там бывать, а разнообразие городского транспорта придавало навещаниям глубокий смысл и цели.
Итак, 4 сентября с раннего утреца я плюхнулся в затхлую маршрутку и телепортиовался в Николаев, где меня и еще полсотни жаждущих поджидал специально подготовленный энтузиастами под экскурсию красавец-вагон «Татра-Юг» под нумером 2002.
03- неминуемое позёрство
Жаждущими оказались не только традиционные транспортные фанатики, но и простые граждане, не чуждые истории города, в том числе и ее трамвайной истории. Среди участников был мой давний николаевский товарищ Серёга Чебан. Он не позволил мне соскучиться в создавшейся обстановке.
04- бывшая центральная подстанция городского трамвая, а ныне одна из архитектурных доминант Николаева в самом центре города.
Николаеву стукнул 121 год. О городе весьма есть, что рассказать, поэтому покатушка сопровождалась экскурсоводом-любителем.
Историческая справка:
Территория между Бугом и Днепром вошла в состав России после русско-турецкой войны (1768-1774) годов. Город образовался в 1789 году вокруг судостроительной верфи на речке Ингул. Получил своё название в память об одержанной в 1788 году русскими войсками победе - взятии турецкой крепости Очаков в день святого Николая, покровителя моряков. В настоящий момент Николаев содержит 3 судостроительных завода, находящихся, впрочем, в весьма угнетенном состоянии и потихоньку растаскиваемых на металлолом. Первый корабль, 46-пушечный фрегат, спущенный с верфи в 1790 году, был так же назван «Святым Николаем». Им было положено начало постройки в Николаеве крупных парусных военных кораблей и определена основная «профессия» города - кораблестроение.
Строился город по заранее составленному плану - с прямыми улицами и прямоугольными кварталами в довольно живописном месте, на изгибе Южно-Бугского лимана. Уже в конце XIX века Николаевский порт занимал третье место после Санкт-Петербурга и Одессы по объёму торговли с заграницей, а по экспорту зерна, поставщиками которого были степные губернии - первое место в стране. Сам Николаев стал большим промышленным центром на юге Украины
05- вождь
В 1920-х годах Николаевский губсовет принял решение о переименовании города в Верноленинск, но новое название не было утверждено правительством. Тем не менее, в немецких энциклопедических словарях 1927 и 1932 годов город был назван Верноленинском. В 1922 и 1932-1937 годах Николаев и область входили в состав Одесской области.
06- главная улица города - Советская
Транспортная справка:
Конка появилась в Николаеве в 1897 году. В 1909 году было начато проектирование первого городского электротрамвая, завершившееся пуском в 1914 году. Причем разработкой конки занимались одесситы, а трамвая - питерцы. В 1951 году трамвайных депо стало два. Оба существуют до сих пор и оба были подробно посещены в ходе экскурсии.
07-08-09 -
Николаевский троллейбус действует с 29 октября 1967 года и в настоящее время находится в намного более плачевном состоянии, чем трамвай. На линию выходит всего 18 машин, да и то, в основном только на 6-й маршрут.
10-
На территории Николаева находится 2 разводных моста.
11- Варваровский мост
Варваровский через реку Южный Буг, построенный на так называемой Варваровской мели соединяет Варваровку (а заодно и трассу из Одессы) и остальную часть Николаева. Общая длина 750 м. на момент постройки (1964 год) это был самый большой автодорожный мост в СССР. Разводится горизонтальным поворотом центральной части длиной 128 метров.(единственная в стране горизонтальная разводка, поворотом на 90° на центральной опоре).
12 - Ингульский мост
Ингульский мост через реку Ингул. Подъемный разводной пролёт предназначен для пропуска судов с Судостроительного завода имени 61 коммунара. Современный мост построен в 1974-1980 годах. Спроектирован ленинградским и киевским проектными институтами. Длина 422 метра. По мосту фигачит вышеупомянутый 6-й троллейбус.
В 2015 году планируется начало строительства еще одного моста через Буг. Аккурат к очередным президентским выборам. К каким выборам планируется окончание строительства, не сообщается.
13 - трамвайные зарисовки
14-
15-
16-
17-
18-
19- заслуженный отдых в стенах родного дома!
История Николаева полна не очень существенных, но весьма интересных фактов. Например, в одном из пригородов в 1891 году мужики якобы уходили великого советского писателя Максима Горького так, что он потом лечился в одной из Николаевских больниц, о чем теперь гордо сообщает мемориальная доска.
Подобных фактов можно накопать на «николаевском базаре»
http://forum.bazar.nikolaev.ua/ - сайте настоящих любителей своего города.
20- местный
21- здание горсовета с бьющими каждый час часами
23- городские зарисовки
24- судостроительный металлолом
25-
26-
27-
28- слияние Ингула и Южного Буга
29- коса на Южном Буге
30- ну чем не питерский Васька?
31-
32-
33-