Привет, друзья! Я продолжаю свой репортаж из Норвегии, где побывал в октябре прошлого года. Напомню предыдущие части:
1.
Начало поездки и первая часть фотоотчёта из Осло.2.
Осло. Продолжение.
3.
Прогулка по Тромсё.
4.
Тромсё. "Полярия" (тюлени и пр.) Ну а сегодня я расскажу о том, как отправился автостопом в авантюрную поезку вдоль фьордов и через лесотундру - в российский городок Заполярный. Поездка заняла целых 2 дня, поэтому есть о чём рассказать...
Но для начала немного "вчерашнего" дня. Вот, полюбуйтесь: скандинавский филиал фан-клуба проекта "
Lucky Piano Bar" почти в полном составе:
Это в каком-то шумном вечерне-ночном кафе, куда мы отправились после того, как уже поужинали у Андрея дома чем-то очень вкусным (не помню чем), замешанным с яйцами и сосисками. В гости как раз подошла наша общая знакомая Алла из Петрозаводска (на фото - слева). На улице моросило уже меньше прежнего, и мы решили съездить в центр, немного побродить и зайти в местную характерную кафешку (это было уже моё желание). Выпив по кофейку (вроде, только по кофейку, хотя я могу ошибаться) и попытавшись, перекрикивая громкую музыку, продолжить беседу о местном жизненном укладе и перспективах, мы провели в кафе около часа, после чего проводили Аллу, а сами отправились восвояси. Вот несколько кадров вечерне-ночного Тромсё:
Наутро меня ожидала ответственная поездка по маршруту, на котором практически отсутствует "прямой" трафик, да и само направление потока вызывает споры: в нескольких местах можно проехать по разным дорогам. В итоге, получился вот такой маршрут (забегаю немного вперёд). Еду слева (Тромсё) направо (Заполярный), светло-зелёная линия идёт параллельно трассе, а розовые штрихи показывают места смены машин:
Андрей согласился мне помочь и вывез меня на позицию - туда, где начинается трасса во все "человеческие" направления - на юг и на восток.
Позиция находится минутах в пяти ходьбы от Арктического собора, где я был вчера. Моя задача-минимум была доехать до основной развилки - городка Nordkjosbotn, где часть машин идёт на юг, в сторону Нарвика и всей остальной центральной Норвегии, а другая - на северо-восток к Альте, Нордкаппу и Киркенесу. С этой задачей я справился. Вот эта развилка, спустя минут сорок пути:
А я еду вон в ту сторону:
Оттуда уехал до
местечка Storfjord (на берегу одноимённого залива):
... и на следующей машинке, перевозящей целый кузов собачек (видимо, для зимних упряжек), - до
городка Skibotn:
Трафик в этих местах очень слабенький - одна-две машины в 5-10 минут, а то и меньше. При этом красота природы завораживает необыкновенно. Трасса идёт вдоль берега, на кадре внизу - дорога, по которой я только что ехал, видна на горизонте. По крайней мере, можно "засекать" машины, едущие у подножия сопки на дальнем берегу: там они ещё как мелькающие точки, а через 5-6 минут будут уже проезжать мимо меня, если не застрянут в Шиботне (название посёлка Skibotn в местной транскрипции):
Но я, к счастью, не долго "висел" и вскоре уехал на ком-то до
Storslett/Nordreisa, а там, пройдя немного по посёлку и закусывая чем-то вытащенным из рюкзака, вписался на выездной заправке к одному доброму дедку, совершенно не говорившему по-английски, но с охотой довезшему меня до
поразительно красивого места, на фотографирование которого я не пожалел кадров (фьорд по левую руку от трассы, как и обычно при движении на восток):
На самом деле, мне очень повезло, что меня тут высадили: рядом и посёлка-то никакого нет, лишь пара бараков и трактир. Туда и ехал мужичёк-драйвер. Оказалось, что это место - лучшая смотровая площадка на местный залив, острова и горы:
А следующую фотографию Яндекс самостоятельно
решил пропиарить, отчего кадр получил более 30тыс. просмотров и кучу комментов и добавлений в "избранное". Вот как, оказывается, приходит популярность! :) Но, впрочем, фото действительно получилось удачным в таком свете:
Внезапно! ко мне подъехал следующий персонаж:
Оказалось, пара румынских (!) велопутешественников совершают свой
грандиозный велозаезд по Европе. Да, им куда труднее, чем мне, - подумал я и порадовался за себя :)
Следующим моим водителем оказалась пожилая женщина, ехавшая навестить подругу в деревушку Bognelv (
вот до сюда). Бабушка с прилежной грамотностью изъяснялась по-английски, рассказывая о своей жизни и расспрашивая меня о моей. Вот несколько фотографий с той позиции, где я оказался (уже начинало вечереть, было около 4 или 5 часов):
Из Богнельва оставалось совсем недалеко до относительно крупного населённого пункта -
Альты (здесь даже есть свой аэропорт, куда летают самолёты из Осло и Тромсё). Если бы я знал, что в городке присутствуют всемирно известные
петроглифы, то я непременно бы отправился в город, посетил бы музей (или опоздал бы - кто знает?), а потом вписался на заранее обговоренную по Каучу (или Hospitality Club - уже и не помню) вписку, а моё дальнейшее путешествие пошло бы совершенно по иному сценарию. Но я не знал о петроглифах, а внял совету драйвера, убедившего меня, что весь трафик, что идёт из Альты и Тромсё в Киркенес (тот самый город на границе с Россией), проходит НЕ через Альту и далее по Е-06 на Lakselv, а сворачивает на Kautokeino на трассу №93, перед которым уходит по трассе №92 на Karasjok (Карашок). Оба этих посёлка - норвежские центры обитания
народности саамов, пасущих оленей и говорящих на своём языке. Так вот, по словам драйвера, этот путь - через Каутокейно - короче километров на 50, поэтому все машины едут именно там. Что ж, подумал я, местный житель явно дело говорит. Я вышел на нужной мне
развилке перед Альтой, обнаружил уютный газончик у самого перекрёстка, спрятался за кустом и наконец-то пообедал - припасёнными ништячками - молочными булочками, варёными яйцами, плавленным сыром и колбасой, запивая всю эту прелесть немного подостывшим чаем из термоса. Уталив голод, я продолжил своё путешествие.
На первой машине - грузовичке - я уехал
куда-то совсем недалеко, до одного из районов Альты. Однако, начинало уже конкретно темнеть, а с неба - капать. Мне не очень нравилось такое положение вещей: во мне жила дилемма - с одной стороны, можно было бы вернуться обратно в Альту, созвониться со вписчиками и обеспечить себе спокойную ночь в тёплом доме. Но впереди тогда оставалось бы на две сотни километров больше расстояния, чем если бы я сегодня доехал бы до Карашка (я искренне рассчитывал уехать на прямой машинке минимум до этого места). Посему я выбрал - ехать дальше, а там - будь что будет.
Но благодаря следующей машинке, провезшей меня всего километров 5 вперёд по трассе, я мог основательно влипнуть: уже совсем темно, неосвещённая трасса с очень слабым трафиком, одинокий фонарь, светящий даже не прямо на меня, а где-то сбоку... Было настоящим счастьем, что меня не побоялась подхватить парочка молодых ребят - парень и девушка, - ехавших в Каутокейно. Внимание - НЕ в Карашок, а километров на 30 дальше развилки на Карашок.
Обратите внимание на карту местности: мне следовало бы выйти на
этой развилке и приниматься голосовать в сторону Карашка. Позволю себе добавить: ДНЁМ. А нынче была хоть и не ночь ещё, но стояла кромешная северная мгла (хоть небо и было удивительно звёздным), и фонарей на ближайшие десятки километров не предвидилось. "Хрен с ним, поеду в Каутокейно", - подумал я, подсаживаясь к ребятам: всё же лучше, чем под Альтой чёрти-где в темноте стоять! Часам к девяти вечера мы прибыли в Каутокейно, а я вышел у
заправки на въезде - он же выезд на Карашок. Положение было не самое приятное: температура медленно снижалась (или просто я начинал немного подмерзать?), машин ехало очень мало, да и то большинство - в соседние районы посёлка. Я повадился бегать от трассы до заправки - то постоплю, а то и попытаюсь вписаться в остановившуюся на заправке машину. Но тщетно - никто не едет в такое время в Карашок. Где-то к пол-одиннадцатому вечера мне стало немного совсем тоскливо: я решил попытаться "бросить ласты" где-нибудь неподалёку. Палатки с собой у меня не было, да и холодно мне было бы спать в палатке при +5, мерзляк я. Заправка закрывалась по расписанию в 23:00, протусить там всю ночь - перспектива тоже оказалась закрытой. Но на заправке работала молодая продавщица: к ней или к её друзьям я и решил попытаться вписаться. Алгоритм простой: я путешественник, еду оттуда-то и туда-то, может, Вы знаете кого-нибудь, кто может пустить переночевать путешественника на полу в спальнике... - и т.д. Вооружившись подобным текстом, а также природным жалостливым обаянием, я отправился на заправку - заодно и кофейку выпить. За стаканчиком оного и разговорились с заправщицей: оказалось, что она сама шведка, здесь совсем недавно и никого не знает, но я, кстати, могу пройти совсем немного вглубь посёлка и встретить гостиницу, где и переночевать (если она, конечно, открыта). Хм, - подумал я, - а это тоже вариант. Меня, правда, смущала возможная заоблачная цена на такую услугу, свойственная этой стране. Но я держал, однако, в голове надежду, что в этом же отеле у меня получится вписаться и бесплатно. С этой мыслью я вышел с заправки... и вернулся обратно под "козырёк" - дождь конкретно усилился, пешая прогулка грозила серьёзным промоканием. И этот дождь оказался для меня спасительным! Буквально через 5 минту подъехал чёрный Мерседес, не самый новый, но очень приличный, за рулём которого был местный саам-пацанчик. И он ехал в Карашок, ура! Мы подхватили ещё одного его друга из соседней деревни и со средней скоростью в 100 км/ч умчались по лесотундре к нашей цели.
Карашок - это ебеня посёлок нисколько не больше Каутокейно, но отсюда уже открывался более-менее прямой путь на Финку и, через неё, - в Киркенес и далее. Наивно было предполагать, что выйдя в
центре посёлка, который представляет собой перекрёсток с парой заправок, магазином и
баром, из машины в полночь в октябре месяце, я бы мог рассчитывать на то, что кто-то позовёт меня к себе ночевать. Однако, прошагав с рюкзаком и в оранжевом дождевом плаще метров 20, я услышал в свой адрес доброе и приветливое: "Hello!". Да, есть же на свете справедливость! - подумал я. Не впишусь, так хоть поболтаю какое-то время... Впрочем, не буду темнить: цель была конкретна и однозначна - вписаться куда-нибудь, где тепло и сухо, желательно, ещё и мягко.
Окрикнувшими меня оказались две девушки 19-20 лет, которые тусили этот вечер в баре (а что ещё делать молодёжи на селе?) и вышли покурить на улицу. Мы познакомились. Одна из них была местной, на половину саамка, по имени Софи. Вторую не помню как звали, но примечательно было, что была она из Чехии, а в Карашке (!!!) находилась по Аu-pair (вот что бывает, если чересчур пассивно относишься к жизненным "перекрёсткам"). Я также поведал о себе: что еду к жене и дочери в Россию из Германии, то да сё, негде переночевать, есть ли у них, может, друзья, что вписывают путешественников и т.д. Девчата так растрогались, что принялись наперебой предлагать свои услуги в качестве хоста. Однако, чешка вскоре вспомнила, что живёт как бы не в своём доме, поэтому роль гостеприимной хозяйки осталась аборигенке Софи. Однако, и она, будучи весьма молодой девушкой, не могла в полной мере располагать моим размещением: необходимо было спросить разрешения родителей, а они у неё строгие и недоверчивые... В общем, мы остались ожидать приезда родителей в баре. Там я выскреб последние монеты местных крон, так что под завязку хватило на бокал пива. Мне было тепло, радостно и совсем не тревожно от предстоящей встречи с родителями моей новой знакомой - у меня сегодня было много других, более серьёзных причин для беспокойства. Вскоре подошли и родители: мне хватило двух-трёх предложений и демонстрации фотографии дочери на телефоне, дабы вызвать у них умилительные выражения лиц и лишить их всяческих сомнений и тревог: дочь может смело приютить путешественника, а родители останутся в баре - хряпнут по пивку-другому... Мы прошли с Софи через поляну и поднялись на холмик - там располагался район, где был их дом - одноэтажный, похожий на вагончик, но достаточно просторный, тёплый, уютный с большим окном в пол-стены. В одной из комнат стояло несколько клеток с собаками - опять же, как видно, ездовыми. Молодая хозяйка угостила меня домашней пиццей, а я помог ей зарегистрироваться на кауче - теперь, благодаря мне, там присутствует активный хост! :) Софи выделила мне мягкий кожанный диван, где я и разместился на ночь, закутавшись в спальник. Я ещё не спал, когда вернулись родители, но не стал ворочаться и привлекать к себе внимание: думая, что я сплю, они тихонько сами ушли к себе в комнату и легли набоковую.
Я проснулся рано - часов в 6. Естественно, дома все спали, но в другой комнате, поэтому я не стал никого будить, умылся, заварил чая в термос и тихонько вышел из дому. По памяти восстанавливал маршрут, по которому шли ночью, и пришёл куда нужно. На фото виден спуск с холма к трассе на Финляндию - №92, направо (трасса Е-06, которая идёт дальше вдоль границы, чем делает небольшой "крюк", проходит с
другой стороны реки), а в глубине - центральная часть посёлка:
А это - вид направо. Река Karasjokka и трасса на Финку:
Спуск довольно крутой, с рюкзаком идти не очень сподручно:
Спустившись к трассе, я прошёл немного назад, встав сразу за
второй развилкой, дабы, с одной стороны не пропустить часть местного трафика, а с другой - попасть на только разгоняющиеся машины (одно из практических правил автостопа). Удивительно, но трафик в этом направлении, хоть и вялый, но присутствует даже рано утром: местные жители катаются в Финку за товарами - там цены ниже. Меня подобрала женщина с двумя детьми (насколько помню, племянниками), которая ехала как раз до приграничной финской деревни Karigasniemi. Мы пересекли границу, представляющую собой безлюдный мост через речку и стоящий рядом небольшой домик таможни. И почему-то драйверша высадила меня именно у этого домика и именно в "красной" таможенной зоне... Из домика вышли два заинтересованных финских таможенника: кто такой? Откуда и куда? Документы? Через минуту они решили отработать свою зарплату, защитив родное Суоми от возможного наркокортеля, - обшмонать меня с головы до пяток, выпотрошив всё содержимое рюкзака, внутренних пакетов и карманов... Надо сказать, делали это они по-европейски, очень деликатно, в перчатках. Но они не учли, что мне приходилось это всё туда ранее не без труда упаковывать. Не найдя ничего более интересного, чем пару бутылок шоколадного коктейля, засунутых в носки во избежание соударения, они пришли к выводу: я безопасен для Европейского Союза (а типа Норвегия - это, мля, Таджикистон, видимо, да?..) - можно проходить! Спасибо, товарищи, век буду помнить!
Итак, я теперь уже в Финляндии. Трасса идёт вперёд и куда-то конкретно вверх, после чего, кажется, там, на горизонте должна обрываться:
А это в другую сторону - тот самый таможенный домик и граница. Кстати, вы заметили, как много вокруг машин? Просто рай для стопщика!
Но всё же совсем скоро подъехал грузовичок типа нашего "Бычка" с финном-работягой (а может, это тоже был саам, только финский?) за рулём, который довёз меня до очень удобной
развилки не доезжая Инари, - то, что мне как раз было нужно:
Это - откуда я приехал:
А это - куда мне надо было сворачивать:
На развилке, в условиях полнейшего отсутствия поворачивающих машин я решил подкрепиться и подъесть оставшиеся со вчерашнего дня питательные ништяки. И, стоя с крышкой из-под термоса в одной руке и бутербродом - в другой, я заметил сворачивающий в мою сторону тёмно-синий Nissan Note с, о чудо!, мурманскими номерами! С радостной улыбкой я замахал всеми оставшимися руками, мол, просто негуманно оставлять меня здесь в этих страшных лесах, кишащих оленями. И машинка остановилась! Водителем оказалась симпатичная молодая женщина (как позже выяснилось, имеющая взрослого сына) по имени Татьяна, бизнес-леди из Мурманска, увлекающаяся самообразованием и курсирующая с этими целями периодически между Питером, Альтой и
Хаммерфестом, откуда ехала в этот раз. Татьяна согласилась стать моим финальным попутчиком в этой поездке - мне предстояло выйти теперь уже только в Заполярном (хотя, в общем, я мог бы доехать и до Мурманска ещё 180 км, если было бы нужно - Татьяна оказалась очень приветливым, добрым и интересным человеком. Кстати, если она сейчас читает этот текст, то я ей передаю привет и приглашаю в гости в Штутгарт - в любое время :) )
Вскоре Финляндия закончилась и началась опять Норвегия. Мы остановились отдохнуть на заправке, дабы выпить по стаканчику кофе. Кстати, норвежцы в компании "Statoil" придумали
интересную акцию: покупаешь их фирменную кружку-термос (она стоит около 12 евро) и можешь целый месяц бесплатно пить кофе в любых количествах на любых их заправках! По-моему, гениально! В пример немцам, у которых цена на кофе на заправках зашкаливает за все разумные пределы. А с точки зрения маркетинга всё грамотно: желание выпить бесплатного кофе сподвигнет потребителя:
а). Заправиться на именно этой заправке,
б). Купить что-нибудь для закуски этого самого кофе,
в). Всячески хвалить сей бренд по "сарафанному радио".
В общем, молодцы! С удовольствием и совершенно бесплатно делаю им рекламу в своём посте.
Перед тем, как пересечь российскую границу, мы ещё заехали в Киркенесский супермаркет, дабы купить (ну, мне-то не надо было ничего) местных креветок и других западных вкусностей. Границу пересекли без каких-либо проблем и направились к городу Никель, ибо там рассчитывали найти заправку, потому что бензин был на исходе... Друзья! Предлагаю такой квест: пролистайте этот пост ещё разок наверх, посмотрите на природу, фьорды, скалы... А вот - Россия, город Никель, центр Печенгского района, в 30 км. от границы с Норвегией. Welcome to Russia:
Мы еле отыскали единственную в городе заправку, которая оказалась спрятанной под Комбинат, производящий удивительный по своей замечательности воздух и вообще экологическую обстановку в регионе:
Дымяра стелится по долине более десятка километров. Норги и финны молятся всем возможным богам о том, чтобы дул лишь западный ветер, а сам комбинат закрыли нафиг.
А это центральная улица города. Через неделю мне предстоит её протопать пешком, но это отдельная история. Сейчас мы едем и тихо охудивляемся контрасту с виденным парой часов ранее:
Подобная херня торчит и в Заполярном. И дымится из неё, несмотря на заверения местных обитателей, такое же дерьмо. А люди там работают и живут... "Живут"...
Через полчаса я был уже в Заполярном. Татьяна-водитель поехала дальше, в Мурманск, домой, а я потопал по знакомым дорожкам (бывал тут уже однажды) к дому на улице Юбилейной. Там и закончилось это увлекательное путешествие (где-то в 7 или 8 вечера), то путешествие ТУДА, а предстоял ещё обратный путь, о котором расскажу в следующем репортаже.
До новых встреч и спасибо за внимание! :)