Альтернатива

Mar 25, 2016 13:32

В романах borisakunin регулярно встречаются персонажи, символизирующие некую альтернативу для нас всех, для истории, для цивилизационного развития. Как правило, это кто-то самодостаточный, хорошо приспособившийся к внешним обстоятельствам, но не придавленный ими, знающий себе цену. Он не идеален - порой может и убить, и отомстить, и сжульничать, - но ему свойственно врожденное чувство меры и понимание собственной выгоды благодаря взаимосотрудничеству, а не принуждению. Это не аристономы, нет (читай "Аристономию"). Общество аристономов - это рай на земле, утопия. Но такие люди всё равно оказываются тем мизерным меньшинством, которое сквозь все преграды двигает общество в правильном направлении. Не все, разумеется, - большинство их "съедает" толпа.

Кто же они? Офицер, которого ценят солдаты, - потому что он умеренно строг и безупречно справедлив. Хотя мог бы быть поганцем - как его сослуживец - и сделал бы и карьеру, и капитал. Промышленник, предоставляющий своим рабочим более удобные условия труда - для собственного же блага: к нему охотнее идут работать и работают эффективнее; в то же время "капиталист" внедряет моду на гуманность в производстве. Купец, стремящийся не нагреться на сбыте хлама, а работающий на репутацию - продающий лучший товар по умеренной цене. И тем самым становящийся всё богаче.

Читая строки, посвященные таким людям, ты сам осознаёшь: вот она разница между цивилизацией и хаосом, между порядком и разрухой. Между Швейцарией и Россией, в конце концов. В концентрации таких вот честных и ответственных людей. Чья ответственность зиждется на стратегическом планировании собственной выгоды. Без болтовни на высокие темы и без погони за лишней копейкой.

Григорий Шалвович не оставляет этой темы и в своем масштабном труде об истории Российского государства. То и дело в непроглядном болоте отечественных властных блужданий оказываются личности, которых можно поставить в пример: Александр Невский, Всеволод Большое Гнездо, Иван III, Борис Годунов... Они живут в соответствии со своим временем: казнят, пытают, обманывают. Но ты понимаешь, что вот они - зачатки чего-то, на чём можно что-то построить. К сожалению, их начинания угасают, в лучшем случае, на следующем поколении, а порой и в период их собственного правления (как в случае с Иваном Грозным).

В третьем томе "Истории" (от Ивана III до Бориса Годунова), а также в дополнении - повести "Вдовий плат", этот персонаж обретает самые ясные черты. Акунин словно восклицает: вот оно - то, что сделало бы нас по-настоящему великими, богатыми, самодостаточными. Предупредило бы миллионы невинных жертв. Ускорило бы необходимые реформы, коих пришлось ждать ещё более сотни лет до Петра I, да и то не в полной мере. А оно уже было - и было давно, и двигалось само по идеально правильной траектории. Но оно было убито - и исторически невозможно было, чтобы оно не было бы убито. И всё, что произошло, - это единственно возможный сценарий. Поэтому мы и не Швейцария, не Америка, не Британия. А могли бы их всех обойти - во всём.

Персонаж этот - Господин Великий Новгород. Со своими недостатками (почитайте о политтехнологиях на выборах посадника во "Вдовьем плате" - вот уж где и посмеяться, и поужасаться! А с тех пор мало что изменилось...), со своими несправедливостями, неравенством и т.п. Средневековье, да. Но то европейское средневековье, которое уже одной ногой в Ренессансе. И очевидно, что догонит и перегонит. И будет Новгород первее Парижа и Венеции. И поведёт за собой всю Европу к светлому будущему... Но нет, увы: будет стёрт с лица земли грубой азиатчиной, которая на этот период исторического времени была объективно сильнее. Вот потерпи Москва ещё столетие, и Новгород обзавёлся бы такими военными технологиями, что нынешняя Россия во всех её границах сейчас была бы не Московской, а Новгородской землёй. Но госпоже Истории было угодно иначе. Ту Россию мы безвозвратно просрали.

история, Личности, мыслеворот, книжки

Previous post Next post
Up