Моё детство на границе

Sep 22, 2014 16:25

Вчера активно потреблял информацию о треше и угаре на Керченской переправе. В частности, посмотрел видео, почитал эмоциональный текстовой отчёт. Общий смысл всем известен: операция #КрымНаш обернулась не только санкциями и войной на Донбассе, но и совершенно локальными неудобствами для отдыхающих, туристов и прочих, вынужденных ехать в Крым на машине. А именно - приходится долго стоять. Очень долго стоять и ждать. И всё это помножено на российский бардак, хамство, наплевательство и коррупцию.

Но не только злорадство овладевало мною во время чтения текста и просмотра видео. Главное чувство выражается так: "где-то я всё это уже наблюдал и не один раз!". А и правда:

на белорусско-польской границе в Бресте в конце 90-х.

Я погуглил, как там сейчас обстановочка. На одном из форумов читаю:

"Ехали в пятницу 12.07 вечером через КПП "Варшавский мост".  Прибыли в 22:45. На белорусской стороне простояли минут 35. В своей очереди были 5-ми. (было 3 очереди по зеленому коридору и 1 очередь вроде бы по красному).К слову на этом переходе только легковые машины проходят и автобусы. На мосту через р. Буг все сливаются в одну очередь. Польскую часть прошли где-то за 1 час с небольшим. Проверки стандартные: откройте багажник, чумадан, задние двери. На польской стороне спросили сколько бензина в баке, записали куда-то. Из документов: грин-карта, загранпаспорта, свидетельство на машину. <...>"

Вообще, если почитать на том же форуме, максимальное зависание - 3,5 часа. Про такое говорят: долго.

"№*?;(*?№"();*?!!!!" - хочется мне сказать, товарищи! Вы не знаете, что такое "долго"! А вот ваш покорный слуга с 11-ти лет, т.е. с 1996 по 2000-й годы регулярно, каждое лето пересекал сию пограничную заставу в ту и обратную сторону. И минимальное время прохождения границы было - 8 (восемь) часов. Было и 10, было и 12, и 16. С белорусской стороны, конечно, трешевее, чем с польской, но разница тогда была не шибко большая. При том, что у нас была какая-то бумажка, что мы типа едем в Германию на какой-то детский музыкальный фестиваль, который будет уже скоро, и дети имеются (я), и инструменты (аккордеоны), вот, можем показать, сыграть. Бумажка была настоящая, правда, фестиваля никакого не было - тут уж мы хитрили, но что поделать: каждый вертелся как мог. Девяностые, чай. Данная бумажка ИНОГДА (после долгих препираний с погранцами) позволяла нам проехать через первый шлагбаум, т.е. сэкономить километра два (!) очереди из двух с половиной рядов, т.е. часов 5-10-20 стояния. Но уже за шлагбаумом начиналась другая очередь - с гарантированными шестью-семью часами мучений.



© фото отсюда (там таки пишут, что бывают зависания до 12 часов: значит, ещё не всё утрачено...)

Я уже сказал, что было две отдельные очереди: местные (поляки и белорусы) и транзит (все остальные). С польской стороны очереди были поделены на тех, у которых номера постоянные, и на тех, кто перегоняет машины, прежде всего, из Германии. Но почему-то обе очереди были примерно одной длины, потому что далеко не все соблюдали правила селекции. Одновременно с этими двумя очередями часть машин, что называется, "на голубом глазу" ехала мимо всего этого автомобильного столпотворения по встречке, доезжала до шлагбаума и потом таким же макаром ехала мимо следующей очереди. Как же так?! - спросите вы. А всё очень просто! Это:

- бизнесмены, гоняющие в Польшу сигареты, водку и бензин, а обратно - мебель и шмотки (видимо, с заранее прикормленными пограничниками);
- любой желающий, заплативший денежку по прейскуранту: столько-то до первого шлагбаума, а столько-то - до таможни.

И число таких юрких товарищей было, пожалуй, даже больше, чем все те километры очереди из честных людей. Именно поэтому, а ещё потому, что у таможенников постоянно случались какие-то пересменки и всяческий саботаж вообще какой-либо деятельности, - очередь ползла "в час по чайной ложке". Тех же счастливчиков, кто живым и невредимым (а регулярно случались грабежи и порча шин, например) добрался-таки до павильона таможни, ждал полный шмон с вытаскиванием всех (!) вещей из машины, распаковкой всех сумок и чемоданов, а на некоторых подозрительных авто - ещё и простукиванием корпуса машины, проверкой содержимого бензобака и разного прочего таможенного искусства вымогательства солидных сумм из населения. И я уж не говорю о заполнении всяких там деклараций, оплаты каких-то сборов - за транзит, за экологию (блять!), за красивые усы батьки Лукашенки и т.п. Всё это сжирало время (часы никто уже толком не считал), силы и деньги.

Сам процесс стояния в многокилометровой, многочасовой и многонациональной очереди никогда не исчесзнет из моей памяти - памяти мальчишки 11-14 лет. Я сейчас по своей дочери наблюдаю, что дети из всего норовят сами сделать игру и повод не скучать.Так и я: считал машины, изучал номерные знаки, высматривал закономерности - сколько машин российского производства, а сколько - иностранного; какова пропорция белорусов и всех остальных; есть ли машины совсем из "левых" стран - периодически попадались путешественники из Средней Азии, у которых за плечами или перед которыми впереди ещё не одни сутки трудного пути по российским и их там - казахским или узбекским - дорогам. В каком-то году у кафешки с белорусской стороны стоял бильярдный стол. Это было вообще моё первое знакомство с бильярдом, которое впоследствии - во время учёбы в музучилище - переросло в страсть. Стол стоял на улице, шарики имелись, а вот кии выдавались только взрослым, очевидно, за деньги. Но пока взрослые не играли, дети (а кроме меня детей было немало) могли гонять шарики по столу руками. Процесс вызывал целую гору восторга - это просто незабываемо лично для меня.

Писали/какали все в лесочке сразу за обочиной дороги. Всё-таки белорусские леса - это вам не азовские степи: есть где уединиться. Туалет вроде бы был какой-то впереди у шлагбаума и кафешки, но далеко, платный и ровно такой, как описан у uzoranet в посте про Керченскую переправу.

Что касается питания, то наше семейство всегда относилась к этому процессу в дороге по принципу: чем автономнее - тем надёжнее. Это я уж потом узнал, что можно, оказывается, обедать и ужинать в придорожных кафе и ресторанах; питаться, может, и не слишком надёжно с точки зрения санитарии, но всё-таки относительно полноценно (суп, там, второе и проч.). Мы же всегда загодя запасались бутербродами, паштетами, копчёной колбасой, овощами (огурцы, помидоры, зелень), варёными яйцами, хлебом, плавленным сыром, водой и лимонадами (для меня это был тот редкий случай, когда я мог обпиваться кока-колой от пуза, пусть и тёплой). В обеденное время мы просто останавливались на более-менее обозначенной стоянке (главное - чтобы было поменьше ос и слепней, чем особенно богата Псковская область и Белоруссия - вся), доставали наши запасы, мыли руки из канистры или в туалете, если дело проходило рядом с заправкой, и кушали, наслаждаясь единением с Природой и Дорогой. Это сейчас звучит несколько дико, а тогда лично у меня всё перечисленное вызывало восторг. Меня вообще восхищала и вдохновляла дорога; и до сих пор - разве что с того времени я отказался от идеи заранее заготовленных бутербродов. Так вот, такой же процесс автономного поедания запасов практиковался и на белорусско-польской и польско-немецкой (тогда она была со временем стояния в 3-4 часа) границах. Только нужно было учесть возможность быстро всё свернуть в случае продвижения очереди. Торговцев приграничной кафешки мы никогда не спонсировали - разве что я иногда выцыганивал у родителей мороженое. Получал, съедал и был счастлив. Валялся на заднем сиденьи машины (тогда это был универсал Опель Кадетт Е), закинув длиннющие ноги за спинку кресла, смотрел в окошко на верхушки деревьев, которые, как мне казалось из-за полного дня пути за день до того, медленно и плавно двигались в сторону; напевал какую-то ерунду, похожую на тирольский йодль, стремительно ломающимся из-за возраста голосом и всегда надеялся, что папа вот сейчас решит наконец занять моё место, а я сяду за руль и буду такой как взрослый - следить за продвижками и, в случае необходимости, грамотно заводить двигатель и аккуратно двигаться на 1-2 корпуса вперёд. А ещё - смеяться над радиопередачами - что на белорусском, что на польском языке: это было почему-то всегда забавно...

P.S. В 2001-м году, зимой, мы поехали с родителями в Хельсинки - просто как туристы. Таможню проходили в Торфяновке. "Откройте. Что у вас тут? Вещи? Хорошо, закрывайте". На всё про всё - 1 час. Всю дорогу до Хельсинки мы находились в состоянии когнитивного диссонанса, помноженного на щенячий восторг. До сих пор мы не могли себе представить, каково это - не висеть минимум полдня на границе. С тех пор мы больше никогда не ездили в Европу через Белоруссию - только через Финляндию и паромы.

детский сад, воспоминания, Белоруссия, эмоции, ностальгия, Польша

Previous post Next post
Up