А я угадаю эту мелодию с пяти нот... (с)

Feb 21, 2014 14:36

Недавно я играл как Ашкенази и Дейв Брубек! Не верите? Спросите у моего телефона! :)

Многие имеют на своём смартфоне чудесную программку "Shazam", которая распознаёт музыку похлеще, чем студент-музыковед на викторине по "Временам года" Вивальди. Как-то до сих пор мне казалось, что суть программы в том, что она слышит некий звуковой ряд, который сопоставляет с обширной базой записей на сервере и выискивает ту из них, совпадение с которой является полным. Посему было бы законным требовать от Shazam точности в своём анализе: кто поёт/играет, когда записано и с какого альбома взято.



Однако на днях я обнаружил, что у программы Shazam есть разум! Удивительно, но музыкальные звуки для неё не просто набор цифровых кодов, но реальное искусство, имеющее свой язык и разнообразие возможностей на нём разговаривать. Как я пришёл к такому выводу? Да я просто решил проверить: а вот если я попробую сам поиграть отдельные музыкальные пьесы - как на это отреагирует хвалёная программка?

И начал с первого - т.е. с Этюда Шопена №1. Моему удивлению не было предела, когда шестнадцать тактов спустя телефон сообщил мне, что это действительно до-мажорный Этюд, а исполняет его известный венгерский пианист Тамаш Вашари. Опа! Мне даже предложили его альбомчик купить на Амазоне. Но я решил повременить с покупками и продолжить сей эксперимент. Восьмой Этюд из того же опуса, по мнению Шазама, исполнялся неизвестным мне пианистом по имени Mehmet Okonsar, а 23-й - Никитой Магаловым. Следом пошёл Рахманинов: для опознания Третьего концерта Шазаму хватило начала главной темы без всякого аккомпанемента:



В среднем темпе это звучало как в альбоме "Seiji Ozawa: Rachmaninoff Goes To The Movies" (к сожалению, не смог нагуглить, кто именно там сидел за роялем). Сыграл чуточку быстрее - не смог узнать. Ещё быстрее - почти в два раза быстрее, чем в первый раз, - так играет Валентина Лисица с Лондонским симфоническим. А совсем заунывно-медленно - Ашкенази с ним же :).

В общем, я завис над сим экспериментом почти на час. Многое опознаётся, другое - нет. Например, на "Лунную сонату" он выдал какую-то сюиту для двух фортепиано, но позже одумался, послушав её же, но поживее. Закончил я свой эксперимент всем известным фортепианным вступлением из "Take Five" Дэйва Брубека, поиграв его аккуратно раз десять. "Да! - сказал мне Шазам. - Это действительно играет Дэйв Брубек со своим ансамблем. Я тебе верю, Евгений!" С довольной улыбкой на лице я отправился писать этот пост...

юмор, музыка, техника, эмоции, эксперименты

Previous post Next post
Up